Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 9

Если особое отношение Лютера к молитве и медитации не было чем-то уникальным, то его сравнение страдания с пробным камнем, который отражает наше восприятие Писаний, внесло новое измерение в  наши представления. В страдании мы не только познаем и понимаем, но также испытываем как правильно, как верно, как сладостно, как приятно и какой силой обладает Слово Божье. Вдохновил Лютера в данном вопросе  Псалом Давида 118. Здесь Давид  постоянно говорит о своих неприятелях, несчастьях и предательствах. Лютер увещевает всех нас, когда говорит, что как только появятся ростки Слова Божьего в нашей жизни, дьявол начнет посещать нас и превратит нас в настоящего "ученого", насылая несчастья и этим приучая стремиться к Слову Божьему и любить его. (Althaus, 1963, р. 79f.)

Причиной некоторых страданий могут быть внутренние переживания, когда нас мучают угрызения совести, или мы сомневаемся в себе и Боге, или в периоды тревоги и депрессии.  Другие страдания могут быть связаны с  работой. Кто из нас не переживал страданий, предсказанных Адаму, только в другой форме, соответствующей  нашему  времени? Особые страдания выпадают на долю пасторов, а также и тех, кто работает в церквях и в приходах Божьих. И последнее, это обычные несчастья, которые происходят с каждым из нас время от времени. Это болезни, душевная боль, отчуждение от  близких и все конфликты, порожденные нашей гордыней и  греховностью. И в этом постоянном диалоге и практике веры страдания приближают нас к Слову Божьему. И Слово дает нам утешение, исцеление, способствует дальнейшему росту и ведет к еще большим страданиям.

В молитве мы обращаемся к Богу и беседуем с ним, основываясь на его обетованиях  из Писаний. А когда мы вновь и вновь размышляем над Писаниями, то это Бог обращается к нам и говорит с нами. Страдание создает стимул и условия для такой беседы с Богом. Лютер был не только переводчиком Писаний и не просто ученым-богословом. Он практиковал Писания, и благодаря пройденной борьбе научил нас многому, а именно, как нам следует практиковать их. Если мы усвоим такую практику, мы, несомненно, станем теологами, обученными самим Богом и умеющими передать это святое искусство другим.

Главные моменты во взглядах реформаторов

Одно Священное Писание

Одной из основополагающих идей Реформации была идея о том, что только Писание является источником и нормой христианской доктрины о вере и морали. На латинском это было известно как принцип Sola Scriptura  Тем не менее, в процессе формирования этого принципа Лютеру и другим реформаторам необходимо было определить, как следует всем людям правильно читать и понимать Писание. Как мы уже упоминали раньше, Лютер сам сделал очень много для того, чтобы дать возможность людям читать Писание на их родном языке, великолепно переведя их на немецкий язык. Его комментарии, учебники, катехизисы и проповеди также служили для обучения людей и помогали им в понимании Писания.

Они стали доступны благодаря тому, что получили подкрепление в виде некоторых учений Реформации о Писаниях. Лютер учил, подобно его предшественникам-мистикам, что Писания ясны по целям и содержанию. Любой мог прочитать их и узнать, кто его Господь и как обрести спасение. Для этого необязательно было быть высокообразованным ученым или хорошо знать грамматику или историю. Писания были ясными и понятными.

Эта идея ясности Писаний опиралась на учение об их самодостаточности. Это означает, что, если у христианина есть Библия, ему не нужны другие  книги или учителя, чтобы объяснить, во что верить и как жить. Конечно,  Писания не учат всему,  что можно познать, и не раскрывают до конца все, что касается божественности. Тем не менее, они учат нас всему, что необходимо знать, чтобы обрести вечную жизнь.

Для изучающего  Писания это реформаторское учение о самодостаточности придает сильный стимул любить Библию, изучать ее и усваивать. С  таким реформаторским пониманием нам не нужно будет стоять перед полкой, уставленной книгами, подобно первокурснику университета, напуганному громадным объемом того, что следует изучить. Напротив, мы можем непосредственно обратиться к источнику, который миллионы людей называют самой выдающейся книгой в мире.