Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 8

Кроме того,  Писания создают основную мотивацию для молитвы. Мы молимся, потому что Бог говорит нам об этом. Для этого не требуется раздумывать над тем, как Бога услышит нас  или что в на самом деле исполняется. Мы знаем только лишь то, что Бог хочет, чтобы мы молились, и Он обещал слушать нас и помогать нам. В понимании Лютера действенную молитву невозможно постичь без изучения  Писаний. В своих трудах он постоянно обращается в молитве Господней, как к выдающемуся примеру молитвы, которой надо следовать. В его Кратком Катехизисе в сжатой форме объясняется значение каждой просьбы из этой молитвы. В Большом Катехизисе он дает целую проповедь по каждой петиции. Он также разъяснил смысл молитвы Господней в небольшом молитвеннике для личного использования, написанном для мирян в 1522. (1969, стp.29-38)

Кроме того, он постоянно ссылается на особые обетования в Писаниях относительно молитвы. Мы должны иметь твердую и убежденную веру в то, что наши молитвы получат отклик. (Maт.21:22; Мк.11:25) В дальнейшем нам будет дано то, что полезно для нас, "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящему у Него." (Лк. 11:9-13)

Взаимосвязь между  Писанием и молитвой по Лютеру наиболее четко проиллюстрирована в Псалме 118. Здесь Давид постоянно молил: "Научи меня, о, Господь, заставь понять, направляй и указывай!" Лютер сказал о Давиде: "Хотя он хорошо знал текст пятикнижия Moисея и многих других подобных книг, и ежедневно слушал и читал их; тем не менее, он хотел иметь рядом истинного Учителя  Писания для того, чтобы в чтении не руководствоваться своим разумением и не стать учителем самому себе." (1898, стp. 434.) Таким образом, молитва была необходима для того, чтобы понять  Писания, также как  Писания имели жизненно важное значение, помогая нам молиться.

Размышления над Священными Писаниями

Второй путь становления теолога и формирования умения практиковать Писания лежит через размышления. По мнению Лютера заниматься медитацией или размышлять не значит просто пристально смотреть в пустое пространство, пытаясь через особые напевы или очищение разума стереть представления об окружающем мире. Скорее это означает, что следует читать и вновь перечитывать  Писания, обращая внимание на то, что Святой Дух подразумевает под этими словами. Он продолжал далее, что мы не должны уставать от этого и  не должны думать, что мы уже все прочитали, услышали или, повторив это раз или два, теперь все понимаем. Такой человек никогда не станет хорошим теологом. Напротив, такой человек подобен плоду, съеденному червями, который падает с дерева прежде, чем созреет.

Тогда как нынешним поборникам медитации надо бы выслушать и понять основную мысль Лютера об объективных словах  Писания, многим современным церковным служителям было бы неплохо услышать то, что он особо выделял в медитации. Будучи монахом, Лютер хорошо знал, как дисциплинируют тишина и одиночество, и его не нужно было учить искусству управления духом. Тем не менее, многие современные церковные служители, знакомые с учением Лютера, возможно, не знают, как дисциплинирует время, проведенное в тишине, в одиночестве, вдали от нагрузок и напряжения повседневной жизни.

Хотя Лютер не писал подробно,  какие разделы  Писания следует выбирать для размышлений, в его работах часто упоминаются те места из Писаний, к которым он возвращался вновь и вновь для духовной поддержки. Он никогда не уставал возвращаться к десяти заповедям, к списку обязанностей, взятом из Посланий Павла и Петра, к просьбам молитвы Господней и к тем отрывкам, на которых основаны главные доктрины христианской церкви.

Страдание