Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 51

Как мороженое, молитва содержит, по крайней мере, четыре ингредиента. Первый – это благодарность. Когда мы читаем описание благодарности в Библии, то может чувствовать почти реально радость от полноты сердца. Молитвы благодарности просты. “Мы благодарим тебя, Боже, за еще один день или за все те прекрасные дары, которые мы получаем.” Однако, трудно чувствовать благодарность в душе, если переживаешь боль, скорбь, печаль или трагедию. В подобных ситуациях мы выражаем благодарность Богу, так сказать, сквозь зубы. Но как только слова произнесены, мы чувствуем облегчение в груди, и напряжение несколько снижается. Когда мы выражаем благодарность даже в трудные времена, это укрепляет нашу веру.

В благодарности мы как бы выражаем  всю свою сущность. Как в радости, так и в скорби голос благодарного сердце достигает Бога. С ней наша душа тянется к Богу, а мысли полностью обращены к нему, а не вращаются вокруг наших забот и волнений. Противоположностью благодарности является не чувство неблагодарности, а скорее жалобы и недовольство. Ведь это недовольных и возмущенных путников Бог уничтожил в Синайской пустыне. Вместо выражения благодарности Бога за спасение из плена, они были всем недовольны. Причин для недовольства достаточно много у каждого из нас. Тем не менее, когда мы заняты тем, что благодарим Бога и за хорошее, и за плохое, причины для недовольства исчезают. Если даже плохое приходит из рук милостивого Бога, кто мы такие, чтобы выражать недовольство? Это не означает, что мы не можем просить Бога изменить положение или даже поспорить с ним немного, но об этом позже.

Второй элемент – это исповедь и раскаяние. В Писаниях существует ряд псалмов, в которых Давид и другие исповедуются в грехах и в том, какие это причиняет страдания. Временами нам не нужно напоминать о необходимости исповедаться. Грех сам по себе велик и настолько плох, что мы не можем не признать, что он служит преградой на нашем пути. В другое время наше постепенное отдаление от Божьей воли происходит почти незаметно, пока зло и трагедия не пробудят нас ото сна, и мы не увидим происходящего вокруг. Так, ведь Давид даже приказал убить мужа Вирсавии и не раскаивался до тех пор, пока не повстречался с пророком Нафаном (2 Цар.12:7). Когда Давид осознал свой грех, он написал слова псалма 50. С тех пор этот псалом служит примером искреннего раскаяния.

Исповедь разрушает власть греха над нами, особенно когда мы говорим о конкретном грехе. В нашем личном поклонении мы можем встать на равных говорить с Богом о нашем отношении к жизни и поведении. Собравшись в группе, мы можем исповедовать грехи в общем, как мы делаем это на богослужении, либо в более конкретной форме. Последнее больше подходит для грехов молодых людей на молодежных собраниях или грехов пожилых людей в домах для престарелых.

Из всех молитв исповедальные молитвы наиболее опасны, что если за ними не следует провозглашение благой вести о прощении и освобождении. Молитва должна быть в итоге связана с духовным учением Писаний. Если мы хотим, чтобы старики в доме для престарелых исповедались в грехах, связанных с недовольством и раздражительностью, но после им не дано ощутить радость прощения, мы можем вызвать в них чувство уныния и безысходности. Они вряд ли нуждаются в этом. Но когда все сделано как следует, исповедальные молитвы являются наилучшим путем поговорить с Богом в ответ на то, что дано нам в Писаниях.

Третий элемент молитвы - это прошение. Это просто просьба к Отцу нашему дать то, в чем мы нуждаемся для полнокровной жизни. В молитве Господней вначале идут просьбы о том, чтобы святилось имя Божье, чтобы пришло его царство, и исполнилась его воля. Здесь подразумевается то, что пока мир вокруг нас не наполнится Богом, наши личные заботы и счастье не имеют никакого шанса. Мы можем понять, насколько важны эти просьбы, если поставим себя в положение бедного или преследуемого человека в обществе, где существует угнетение. Когда каждый день гибнут люди вследствие нищеты и жестокости, самой важной просьбой, с которой мы можем обратиться в молитве, является просьба о том, чтобы имя Божье святилось и царство его пришло. Даже там, где ситуация не такая мрачная, эти просьбы очень важны для того, чтобы поддерживать Божье участие во всех сферах общества.