Сторонники освободительной теологии настойчиво утверждают, что практическое действие является необходимой составной частью процесса познания. Praxis – это латинское слово, означающее “практика”. Под ним подразумевается тот момент в процессе обучения, когда теория и действие проявляются в своем единстве. То есть, в соответствии с этим определением, не может быть познания без практики и, наоборот, практики без теории. Использованием слова praxisи тем смыслом, который кроется за ним, мы во многом обязаны идее Карла Маркса. Он выступал против немецкого идеализма, который слишком много предавался умозрительным поискам, но при этом не предпринимал никаких действий. Латинское слово “праксис” приобретает революционный оттенок, когда его определяют как политическую акцию. Практика, на самом деле, имеет более широкое значение, чем это. По мнению сторонников освободительной теологии и других именно в практическом действии проявляется наша вера, и иногда это бывает сопряжено с большим риском, когда мы познаем истину Слова Божьего. (Freire, 1972)
Нам не нужно быть сторонниками освободительной теологии или разделять их идеологические и политические взгляды, чтобы чему-то научиться у них. Освободительная теология напоминает нам слова Христа, что блаженны не те, кто только слышал Слово Божье, но те, кто исполнил его (Лк.11:27,28). Он также напоминает нам, что следовать за Ним означает отречься от себя, взять свой крест и быть готовым пожертвовать своей жизнью (Мт.16:24,25). Задолго до Карла Маркса Писание призывало христиан не только читать и познавать их, но также и практиковать, даже если это стоило бы им жизни. Возможно, самым лучшим примером этого могут служить ученики Иисуса. Для них толкование Ветхого Завета, называвшего Иисуса Мессией, означала, что им, возможно, придется лишиться жизни. Такой взгляд служил достаточной гарантией того, что слова пророков следует изучать крайне серьезно. Если их толкование было ошибочным, тогда все теряло смысл. Однако оно оказалось верным, и они стали самыми благословенными из всех людей.
Вызов, который бросает “практика” нашему познанию Писаний, имеет первостепенное значение. Когда практика Писаний сопряжена с риском и опасностью, даже чтение их становится своеобразным приключением. Особенно это относится к тем ситуациям, когда христиане оказываются в меньшинстве среди окружающих людей из-за того, что подчиняются наставлениям Писаний. Когда, например, государственные власти приказывают христианам исполнять то, что христиане считают неправильным, в такие моменты Библия приобретает огромное значение как книга наставлений и источник силы. Это проявилось в борьбе американцев против использования секса в рекламе, а также в движении сельскохозяйственных рабочих за возвращение своих земель в Мексике.
Когда практика Писаний сопряжена с риском и гонениями, такая практика укрепляет христианскую общину. Ведь именно маленькая группа христиан в Книге Деяний продолжала стойко следовать учению апостолов и поддерживала общение. Когда христиане практикуют Писания, это почти всегда способствует их объединению, приводя к конфликтам с теми, кто не может следовать учению Христа.
Сторонники освободительной теологии оставили после себя не только полезные для других взгляды на чтение Писаний. Они также разработали некоторые интересные методы изучения Библии. Они имеют большую ценность, потому что вносят нечто новое, что приветствуется не только жителями слаборазвитых стран, но и христианами, живущими в благополучных регионах мира. В следующем разделе мы вкратце рассмотрим эти методы или процессы как лучше усвоить и практиковать Писания.
Метод отождествления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.