Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 32

Временами мы все читаем книги о христианской вере, которые оставляют неизгладимые следы в нашей памяти. По случаю мы можем приобрести книгу, и она занимает самой лучшее место у нас на полке. В другой раз название книги и имя автора застревают в нашем сознании, хотя книга давно уже была возвращена в библиотеку. Тем не менее, вдохновляющая мысль или тема ее всплывает в памяти и может дать многое и придать другое направление нашим размышлениям. Несколько лет назад Джозеф Ситтлер написал книгу “Природа и милость”.  В этой книге Ситтлер говорит об Иисусе и милости как находящих свое проявление в творении. Нам напоминается, что в дикой природе мы видим не только проявление могущества Бога, но также Его доброту и милость. Это, безусловно, прекрасная мысль, которую стоит оценить по достоинству в следующий раз.

Но изучение доктрины имеет отношение не только к вопросам веры или вероучения, но также к вопросам нравственности, поведения и десяти заповедей. Мы можем рассмотреть отрывок из Иакова 3:5, где Иаков сравнивает грех, порождаемый несдержанностью языка, с небольшим пламенем, способным сжечь весь лес. Упоминание о порочности языка нашего заставляет вспомнить вторую и восьмую заповеди. Первая связана с проклятьями, осуждением от имени Божьего и другими случаями, когда мы грешим против Бога словом. Последняя связана с лжесвидетельством против наших ближних. 

Если мы просмотрим катехизис или какую-либо другую книгу о речи христиан, мы буквально будем завалены огромным количеством примеров. Сплетни, подрыв репутации других людей, расстройство чужих дел и планов, лжесвидетельство в суде, приводящее к тюремному заключению или смерти – все это приходит на память. Размышляя над этим, мы также думаем о своих собственных грехах и том, как подобные грехи совершаются нашими знакомыми.

После изучения доктрины у нас остаются  некоторые основные мысли или складываются определенные взгляды. Некоторые из них могут быть связаны с артикулами веры, другие касаться каких-то сторон нашего поведения. Не теряя времени, мы записываем некоторые из интересных взглядов. Начиная с этого момента, мы не просто владеем еще большим объемом материала. Теперь у нас как в фокусе все сосредоточилось на центральной мысли.

Основная идея

Как только наши мысли достигли определенной степени сконцентрированности, пора переходить к следующему завершающему этапу в изучении текста. Это значит, что следует сформулировать “основную идею”. Основная идея обычно представляет собой законченное предложение, в котором сжато передан весь смысл текста или главная его мысль. С первого взгляда это кажется невыполнимой задачей, особенно в отношении многочисленных страниц с записями. Тем не менее, в нашем сознании постепенно складывается представление о том, что же данное сообщение несет в себе, о чем оно. Иногда почти интуитивно мы постигаем, как Бог хочет чтобы мы жили в этом мире и во что верили.

В каждом тексте безусловно содержится больше, чем одна основная идея. Каждый человек определяет ее по-своему. Конечно, если мы возьмем тот же текст несколько лет спустя, скорее всего мы сформулируем основную идею по-другому. Тем не менее, и это важно как для размышления, так и для передачи другим людям, каждый текст содержит одну основную идею, которую нам дано понять. Задача состоит в том, чтобы сформулировать ее и записать на бумаге. Один из способов как объединить все многообразие взглядов в одну идею – это вернуться к вопросу о том, как персонажи Библии “практиковали свою веру”? Помня об этом вопросе, не трудно сформулировать основную идею. В притче о добром самарянине основная идея может быть выражена следующим образом:

“Любить ближнего означает, что  мы должны помогать тем пострадавшим людям, которые встречаются нам на пути.”

В притче о блудном сыне из Луки 15 можно выделить две основные мысли. Первая - о любви отца к блудному сыну, вторая – о зависти старшего брата. Основная идея же идея такая: