Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 45

Существует много способов разработки основной темы. Ниже приводятся самые распространенных из них. Также существуют сочетания этих и других, не упомянутых здесь способов. Один из способов разработки по абзацам – это использование примеров. Если в нашем абзаце говорится, что “мы можем научиться у Отца как любить грешников”, мы можем неожиданно вспомнить контекст притчи о блудном сыне, где упоминаются два других случая, закончившихся радостной находкой. Первый случай произошел с пастухом, который привел назад затерявшуюся овцу, а второй – с женщиной, которая радуется найденной монете. Примеры служат хорошим приемом в работе по абзацам, когда дело касается приложения к современной жизни. В притче о добром самарянине нам, возможно, захотелось бы развить следующую мысль “Подобно доброму самарянину мы должны помогать нуждающимся, которые встречаются нам на пути.” Одним примером здесь может служить готовность выслушать рассказ человека о его бедах, другим примером – помочь доставить в больницу пострадавшего.

Второй способ работы по абзацам включает иллюстрации. Иногда иллюстрации называют окном в нашем выступлении. Они делают более ясным смысл и открывают для всех истины. На занятии по Библии или в молитве мы можем захотеть проиллюстрировать, как Бог не всегда дает нам то, что мы просим. Тогда из жизни семьи мы можем заимствовать такой пример: родители не всегда дают детям то, что они хотят. Вместо этого родители дают то, что может пойти им на пользу. Мы приходим к выводу, что Бог поступает также и с нами.

Третий способ работы по абзацам связан с анализом. Тема может звучать так: “мы часто отходим от Бога”. Проанализировать это можно с помощью вопроса “почему?” Причин может быть много, но вот три из предлагаемых: 1) мы находимся под влиянием общества; 2) мы доверяемся вещам, чтобы обрести чувство безопасности; 3) мы поддаемся духовной лени. Анализ особенно хорош для разъяснения сложных тем. В таких случаях мы разбираем сложную тему по составным частям.

Четвертый способ работы по абзацам заключается в ссылке или использовании другой литературы. Для этого мы просматриваем книги, газеты, страницы с юмористическим разделом или труды религиозных проповедников. Иногда мы можем взять большие отрывки из Писаний, если они помогают в разработке вопроса. Иногда стихотворение или куплет из гимна может подойти лучше всего, особенно если мы ходим не просто добиться понимания, но и создать эмоциональную атмосферу.

Пятый способ нарастить мясо на скелет – это теоретический или умозрительный способ. Этот прием, основанный на игре воображения, может подразумевать такое вступление-вопрос: “Давайте представим себе, что же происходило в сознании самарянина, когда он решился оказать помощь. Старался ли обратить в свою веру кого-то? Старался ли он этим добрым делом как-то искупить прошлые грехи?” При использовании такого приема мы затрагиваем вопрос о том, каковы наши мотивы, когда мы что-либо делаем для наших ближних.

Эти и другие способы работы по абзацам помогают нарастить плоть на скелет плана. В рабочем конспекте пара слов после каждого пункта напомнит нам о примерах, иллюстрациях или о том, что мы хотели использовать. Рабочий конспект – ничто иное, как расширенный план. Многие хорошие ораторы и учителя никогда не пишут полный текст выступления. Вместо этого они используют подобный конспект или расширенный план, в котором есть все, что необходимо для выступления.

Заключительная часть

Заключительная часть занятия по Библии, краткой проповеди или размышления вслух содержит самые последние слова, которые мы произносим. Следовательно, они должны быть подобающими и оставлять у людей в памяти особое впечатление. Поскольку существует множество разных форм выступления, существует и много разных способов сделать заключение.