Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 3

В средние века Священные Писание были хорошо известны только некоторым церковным лидерам, монахам и теологам. Зачастую образованные люди сильно усложняли Писания, читая их. Некоторые из них хотели привести их к гармонии с философией. Результатом их попыток стала средневековая схоластика, которая задавала  знаменитый вопрос о том, сколько ангелов могло бы устоять на кончике иголки. Как раз вопреки такому взгляду на Священные Писания христианские мистики начали разрабатывать другую точку зрения на чтение Библии, в чем решительно проявился разрыв со схоластикой. Конечно, не все мистики разделяли одну и ту же точку зрения, но их было достаточно, чтобы послужить значительным примером для нас сегодня. Те же взгляды могут оказаться очень полезным для нас в практике Священных Писаний.

Главная цель – единение с Богом

Для мистиков главная цель Священных Писаний заключалась в том, чтобы показать, как мы приходим к единству с Богом. Одним из величайших немецких мистиков был Мейстер Экхарт (1260-1327?). Подобно другим мистикам, жившим до него, он считал, что союз с Богом был величайшим блаженством и счастьем, которым может наслаждаться христианин. Он рассказывал о том, как Отца возрождает в нас Сына своего. Он проповедовал, что мы должны "облечься Христом, как железо огнем, воздух солнечным светом, а шерсть красками." (Eckhart, 1958, p. 56). Когда мы читаем труды Экхарта и других мистиков, не остается сомнений в их вере в то, что самое главное в Священных Писаний – это показать, как человек должен приходить к единству с Богом.

Поскольку мистическое представление о единстве с Богом не является столь распространенным в наши дни, нам часто напоминают, что мы должны иметь тесные "взаимоотношения" с Христом. Иногда жизнь бросает нам вызов, проверяя, приняли ли мы Христа как своего личного спасителя или нет. Формы выражения могут быть разными, но суть остается той же самой. Главная цель Священных Писаний – привести к единению с Христом, к поддержке постоянных взаимоотношений с ним, к очень близкому познанию Христа через веру и к христианским поступкам.

Не умозрительно, а практически

В течение столетий Библия была плодородной почвой для возникновения сонма мыслителей. Часто люди приходили к Библии благодаря философии, видению или предубеждениям и находили в Библии подтверждение тому, на что были ориентированы. По мнению мистиков, Священные Писания следовало читать для практических, а не для умозрительных целей.

В наши дни пророчества Священных Писаний  способствовали возникновению многих умозрительных изысков. Действительно ли наступит конец света в результате заключительной битвы, названной Армагеддон, которая произойдет в долине Мегиддо? Будут ли  некоторые верующие вознесены на небеса перед концом света? (Lindsеy, 1983)  В ответ на это мистики сказали бы, что Священные Писания не следует использовать для подобных предположений. Вместо этого, их надо читать с целью практиковать такую веру-мудрость, уклад жизни и  любовь  в действии, которыми наполнены почти все страницы Библии.

Томас Кэмпис, в Имитации Христа пишет, что мы должны стремиться найти в Священных Писаниях нечто более стоящее, чем  искусные аргументы. Затем он обращает наше внимание на необходимость избавляться от гордыни, достигать умиротворения, извлекать полезные уроки из несчастий, противостоять искушениям и избегать опрометчивого осуждения. Для Томаса Кемписа Священные Писания, подобно учителю, каждый день указывают нам верный путь взаимодействия с жизнью в присутствии Бога. Жизнь применяет Священные Писания к нам, и Писания освещают нашу жизнь.

Современные ученые затратили много времени, пытаясь понять, как  были написаны книги Библии. Эти усилия привели  к  ценным  проникновениям в содержание Священных Писаний, и вряд ли кто пренебрег бы значением этих усилий.  Тем не менее, в противоположность этому современному подходу, мистики значительно больше были обеспокоены тем, какое влияние оказывают  Священные Писания на жизнь людей, которые читают их. Если бы мы сегодня выделяли именно эти моменты, читая какую-то конкретную книгу из Библии, нам следовало бы задать следующий вопрос: “Какое влияние эта книга Библии оказала на вас?” А именно, изменила ли она что-либо в вашей жизни, стала ли ваша вера сильнее? Легче ли вам теперь переносить несчастья, или вы стали ближе к вашему Спасителю?”