Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 13

Историческая точка зрения

Другое положение сторонников освободительной теологии говорит о том, что Писания следует рассматривать с исторической точки зрения, которая постоянно меняется с течением времени. То есть, раз Писания повествуют о том, как Бог действовал в истории древнего мира, то теперь их надо воспринимать в контексте сегодняшнего дня человечества. Писания рассматриваются не как кладезь вечных истин, а скорее как описание Божьей помощи людям в Египте, Вавилоне и во времена правления римской империи. И следовательно, самое лучшее применение Писаний – это увидеть, как Бог помогает своим людям в преддверии XXI века.

Для того чтобы видеть, как Бог помогает своим людям, нам надо выяснить две вещи. Первое, кто же такой Божий народ. И второе, каким образом Бог помогает им. Сегодня нам, кажется, легко сделать вывод, что иудеи во время исхода и были избранным народом. Но в то время для них все не было так просто и ясно. И в наши дни не так просто определить Богом избранных людей. По мнению сторонников освободительной теологии  Богом избранный народ – это бедные, неимущие, голодные и гонимые. (Boff, 1979, p.48) Приводятся многочисленные отрывки из Библии, чтобы доказать, как Бог на стороне бедных. Ведь даже Христос говорил о себе, как о голодном, раздетом, больном и заключенном (Мт.25). Используя Писания, сторонники освободительной теологии отвергают аргумент о том, что нищета является неизбежным роком. Напротив, они утверждают, что Писания осуждают богатых за то, бедные живут в невыносимых условиях (Амос 2:6-7) (Ис.10:1-2)

Сторонники освободительной теологии рассматривают Библию как повествование об освобождении Богом плененного народа из египетского и вавилонского рабства.  Более того, они представляют Христа как постоянного защитника бедных и больных в борьбе против правителей, в чьих руках находилась политическая и экономическая власть. Когда они рассматривают современную историю, они отождествляют Бога с соратником и сторонником тех сил, которые несут освобождение бедным. Хотя действие этих сил проявляется в политических акциях, но оно также подразумевает и духовное освобождение. Освобождение не происходит просто благодаря замене одного правительства другим. Необходимо, чтобы бедные участвовали в процессе своего собственного освобождения. Это подводит нас к третьему положению освободительной теологии:

Бедные – это учителя

Как мистики, так и реформаторы полагали, что Писания могут правильно быть поняты простыми людьми.   Сторонники освободительной теологии соглашаются с этим, но идут немного дальше. Они считают, что бедные не только могут толковать их, но и привносить в Писания уникальную точку зрения, основанную на личном опыте жизни в нищете. По понятиям  сторонников освободительной теологии просвещение не является процессом, который можно сравнить с деятельностью банка, когда учитель, словно банкир, обладающий запасом знаний, как денежными средствами, передает их тому, кто ничего до этого не имел. Напротив, это своеобразный диалог, в котором учитель может стать на время учеником, а ученик – учителем.

При такой двухсторонней взаимосвязи весь процесс обучения приобретает совершенно другой характер, когда учитель не властвует над учеником, но оба на равных делятся друг с другом пониманием вопроса и своими открытиями. Это приводит к тому, что обучаемые начинают активно участвовать в учебном процессе. При этом они не столько приобретают знание доктрин, сколько укрепляются в своих силах.  Учитель представляет собой не просто кладезь знаний, но становится в процессе обучения первооткрывателем истин. То, что раскрывается общими усилиями, надолго остается в памяти как учителя, так и обучаемого и служит прочной основой для дальнейших действий.

Практическая точка зрения