Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 28

Так же как мы делали это при изучении контекста, нам надо определить, кто действующие лица, какие места и имена собственные упоминаются непосредственно в самом тексте. В Лк.13 кто такие были галилеяне и кто такой был Пилат? Что представляет собой горчичное семя? Важно ли знать о Силоме? Что такое синагога или суббота? Каково значение смаковницы и чем она отличается от масличного дерева? Многие люди, которые давно в церкви и прошли здесь программу обучения, знают ответы на многие из этих вопросов без всяких подсказок. Для других же ответить на вопросы подобные этим и другим может оказаться не совсем просто. В ходе нашего первого серьезного знакомства с Писаниями о многом придется справляться в справочной литературе. Однако, некоторое время спустя вы привыкаете к именам и названиям и становится уже легче.

Другой аспект изучения текста заключается в выяснении значения больших слов, таких как “вера, милость, знание, благословение и верование”. Это слова, которые знакомы большинству посещающих церковь людей. Тем не менее, иногда они используются только в качестве “языка религии”, независимо от того, понимают люди их или нет. Часто бывает так, что чем больше нам знакомо слово, тем больше нам следует исследовать его значение. Это можно сделать с помощью этимологического или исторического словаря, где вы можете найти определение слова и случаи применения.

Словари, обычные или библейские, дают основное определение слова. Иногда в них представлено значение слова, от которого произошло искомое слово и его этимология [толкование]. Для многих слов эти толкования совпадают. Однако, часто встречается такое ключевое слово, которое требует тщательного изучения. Предположим, мы натолкнулись в тексте на слово “святой”. С первого взгляда оно кажется имеет прямое значение, но когда мы попытаемся объяснить его другим людям, смысл его ускользает от нас словно рыба. В словаре на английском языке дается такое значение, как “качество, свойственное святому” или связанное с организованной религией. Ясно, что этого недостаточно, чтобы как следует объяснить это слово кому-то. Возможно, нам следует провести “анализ слова”.

Анализ слов

Один из методов проведения “анализа слов” заключается в использовании хорошей “симфонии”. Существуют полные симфонии, такие как симфония для молодежи и симфония ------. В обеих используется перевод Библии короля Якова. Тем не менее, он подходит отлично для таких “больших” слов. Компания Томас Нельсон составила большой полный словарь-симфонию с использованием переработанного стандартного варианта перевода, а издательский дом Зондерван выпустил подобное издание, только основанное на новой интернациональной версии перевода.  Также существует много кратких словарей-симфоний, таких как словарь Грудена, и мини-симфоний в конце некоторых учебных изданий Библии.

Все эти симфонии представляют собой словари-справочники. Так, в них перечисляются отрывки, в которых встречается искомое слово. При  анализе слова мы начинаем с основного определения, а затем смотрим все случаи употребления его в Библии. Давайте вернемся вновь к слову “святой”. В молодежном аналитическом словаре-симфонии мы обнаружим, что с древнееврейского  это слово переводится “добрый”. Другое широко распространенное слово – “отдельный, отделяться”. Неожиданно наше воображение получает толчок. Если Бог существует “отдельно” от нас, это имеет огромное значение для нас. Затем мы постепенно начинаем понимать, что это может означать в контексте отрывка, в котором встречается это слово. В Лев.11:44 Бог говорит: “-------” Это означает, что мы должны отдаляться от того же, от чего отдаляется Бог. Дальше мы читаем, что есть такое “святое” место в храме, которое используется “отдельно” от всего остального. В Новом Завете Христос представляет нас “святыми” и невинными благодаря его смерти во имя нас. Мы делаем вывод, что раз мы спасены Христом, следовательно, мы святы и отличаемся этим. При анализе слов отрывки из Библии и образы, метафоры и настроение вытекают из Библии. При использовании Библии для размышлений и молитв эти образы пробуждают в нас чувства, питающие наш дух и дух других людей.