Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 4

Многие мистики, имевшие монашеское  происхождение, слишком хорошо понимали, что главным искушением при чтении Священных Писаний является попытка ограничиться только пониманием, и тем самым свести их воздействие всего лишь к интеллектуальной сфере. Требовалось нечто большее. Необходимо  было  практиковать  Священные Писания.  Должны были проявиться результаты в жизни  людей. Замечательным мистиком была Кэтрин Сиена (1347-1380), которая посвятила себя служению бедным и больным. Она также  написала сотни писем, примиряя неприятелей и выступая против разногласий. В Голландии  мистик по имени Джон Райсбрек (1293-1381) в своих трудах он много писал в защиту того, что стало известно впоследствии как новое поклонение. Под его влиянием и некоторых других его последователей была сформирована группа, названная “Братья общей жизни”. Эта группа пропагандировала физический труд, ежедневную исповедь друг перед другом и просвещение людей. Их деятельность включала создание школ в Европе и преподавание в них. В течение XIV и  XV столетий мистицизм и свойственный ему подход к Священным Писаниям оказал влияние на многих наиболее благочестивых и достойных подражания людей. (Latourette, p. 643.)

Вопрос о вдохновении

Поскольку мистики жили в средние века, богодухновенность Библии не вызывала сомнений. Существенный вопрос того времени состоял в том, вдохновляло ли людей чтение Библии. Стало очевидным, что люди способны спорить долго и громко о вдохновении Священных Писаний. К тому же их непримиримость, которая проявлялась при этом, говорила о том, что их почти не коснулось вдохновение от Святого Духа.

И только в период Реформация вопрос о богодухновенности Священных Писаний стал во всей своей остроте. В конечном счете, если слова Библия являются обоснованием для доктрины, им самим необходима веская доктрина о богодухновенности, которая служила бы доказательством. В эпоху Просвещения люди использовали различные доводы, чтобы подвергнуть сомнению многие сверхъестественные истории из Библии. Поэтому доктрина о богодухновенности Священных Писаний нужна была, чтобы люди не воспринимали всю Библии как сборник сказок. Однако из-за того, что делался особый акцент на богодухновенности, христиане начали выражать сомнения и спорить о смысле этого понятия и о его определении. Деноминации определялись в зависимости от их отношения к учению о богодухновенности и непогрешимости Священных Писаний. Хотя эти споры были необходимы для сохранения авторитета Священных Писаний, все же они приводили к нежелательным результатам, обкрадывая нас в том понимании слова "вдохновение", которое вкладывали в него мистики.

“Вдохновение” означает “вдохнуть в кого-то.” Наиболее замечательным примером вдохновения Божьего или дуновения является момент, когда Он вдохнул жизнь в горсть глины, и Адам обрел живую душу. (Быт. 2:7) Иезекииль пророчествовал о горе мертвых костей и призвал ветер, чтобы он вдохнул в них новую жизнь. (Иез. 37:1-14) Во время Пятидесятницы Святой Дух с шумом стремительного ветра принес новую жизнь и надежду двенадцати ученикам. В каждом из этих примеров объектами вдохновения были люди, не Библия.

Личное поклонение и разум

В мистическом подходе к Священным Писаниям не было пренебрежения разумом. Аргументы, конечно же, являлись средством, которые использовались многими мистиками для определения смысла Священных Писаний. В свою очередь сами доводы разума рассматривались в более широком контексте поклонения и любви. В своих комментариях по поводу роли разума, Мейстер Экхарт цитировал Лк. 12:36. Там говорится о людях, которые не дремлют и ждут своего Господа. Это, конечно, подобающая задача для разума. Мы вычисляем, какие обязанности нам нужно выполнить и как связать их с моментом возвращения нашего Владыки. Тем не менее, ситуация, в которой проявляются силы  нашего разума такова, что слишком мал промежуток времени между пребыванием нашего Господа на земле и его следующим пришествием. (Eckhart, p.72)