Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 44

План для размышлений и занятий по Библии является тем же, что и скелет для человеческого тела. Без него мы бы представляли собой не более чем сгусток плоти. Но, имея скелет, мы способны стоять, ходить, благодаря ему наши глаза, уши и ногти имеют особые предназначенные для них места. План, как и скелет, необходим, но является достаточным для жизни. Для это нужно нечто большее. Теперь настал момент нарастить мясо на кости, то есть насытить план материалом.

Рабочий конспект

Мы завершили работу над планом, теперь нам нужно подготовить вступительную и заключительную части и как следует разработать основную.

Вступление

Вступление имеет две основные цели. Первое – это сосредоточить внимание слушателей, и второе -  подвести их к основной идее занятия. Каждый хороший оратор, начиная от ведущего концерта или телепередачи и кончая государственными политиками,  знает цену хорошему вступлению. У некоторых считается занятным начать с шутки. Это действительно может подойти для некоторых занятий или даже для размышлений. Это захватывает внимание людей, если шутка действительно забавная, то она даже может пробудить добрые намерения. Однако, это будет хорошим вступлением только тогда, когда оно подводит к основной теме размышлений.

Кроме юмора можно использовать много других путей введения к теме. Мы можем начать с вопроса. В случае с притчей о блудном сыне мы могли бы задать вопрос: “Вы никогда не возмущались, видя, как ленивые люди вдруг неожиданно становятся богатыми?” Это знакомое чувство, и многие испытывали его в душе. Это, возможно, привлечет внимание и поможет легко подвести к основной идее.

Другим хорошим методом введения служит иллюстрация. Так, можно рассказать историю о человеке, который решил заняться переработкой алюминиевых банок. Поскольку их будут выпускать всегда, то со временем все вокруг будет засорено ими. Вместо того чтобы позволить им мозолить глаза, разве не лучше было бы платить деньги, чтобы люди собирали и сдавали их? И тогда вместо производства нового алюминия из бокситов можно было бы использовать для переработки старый алюминий. К этому моменту люди, возможно, с недоумением начнут себя спрашивать, а какое отношение это имеет к занятию. А вы продолжаете. Это была отличная идея, но ведь намного важнее перерабатывать людей. Позвольте мне рассказать вам притчу о блудном сыне.

Если мы можете использования какие-то поэтические строки в таком же духе, красочный образ из библейских историй или из современной жизни, то это тоже может послужить хорошим вступлением. Так, изложение можно начать следующим образом: “Была темная ночь, одинокая, как и многие другие. Человек всегда оставлял свет у входной двери. Во всех соседских домах вокруг погасли огни. Только у него горел свет. И всегда это было так. Он не ложился спать до самой глубокой ночи, когда все уже спали. Он сидел так, чтобы видеть входную дверь. Каждую ночь он надеялся услышать звонок в дверь. Сын, который связался с наркотиками и сбежал, может вернуться. Поэтому этот человек просиживал все ночи напролет. Поэтому всегда горел свет на крыльце. И в притче о блудном сыне отец был похож на этого человека.”

Вступление имеет большое значение, и обычно очень увлекательно работать над ним. Можно начать с чего угодно: с исторического или литературного сюжета, с юмористической странички, с заголовка в местной газете, с придуманной вами беседы или рассказа. Как только вы закончили работать над планом, первое, что вы должны сделать, это подготовить вступление.

Проработка по абзацам

Каждая часть плана, требующая проработки, объединяется в отдельный раздел и называется абзац. Абзац строится на основной мысли, которая является одновременно пунктом плана. Как мы можем развить эту основную мысль абзаца, наполнить ее содержанием так, чтобы это объясняло, просвещало, проливало свет или ставило проблему?