Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 41

Для того чтобы план типа “проблема-решение” был психологически эффективным, проблема должна быть “прочувствована.” В противном случае надо будет доказывать, что проблема существует, и на это потребуется лишнее время. Если прибегают к ложному решению, то это должно быть заманчивое решение, которое действительно выглядит привлекательно.

План-пояснение

Любимой схемой для библейских проповедников прошлого служил план-объяснение. В таком плане текст разбирается почти стих за стихом. Предположим, это текст из Луки 4:16-21. При использовании плана такого типа стихи 16-17 могут составить основу вступления к занятию. Кратко можно сказать о том, где был Иисус, как это описано в тексте. Затем мы можем упомянуть об обычае посещения различных синагог.

План может быть построен на отрывке из Исайи, рассказывающем об Иисусе и том, как он исполнил эти писания.

1. Иисус имел Дух Господень как новый пророк.

П. Он благовествует бедным.

Ш. Он провозглашает свободу пленным.

IV. Он помогает слепым прозреть.

V. Он провозглашает принятый год Господа, “год юбилея” (Лев.25)

В таком плане-объяснении каждая часть должна содержать то, что может быть применимо к слушателям, а также утверждения о духовном недуге и целях.

Реальным преимуществом плана-объяснения является то, что он не на йоту не отступает от Писаний, и слушатели видят проявления этого во всей силе и логике. Последовательность мыслей выражена очень четко. При использовании такого плана для проповеди возникает проблема с применением. Если оно присутствует последовательно во всех частях выступления, то можно удерживать внимание аудитории. Но опасность в том, что выступающий может ограничиться только объяснением текста. Тогда это превращается просто в упражнение по исследованию текста, что требует педантизма и может быстро утомить. Занятие по плану-объяснению имеет большой потенциал, пока целью предпринятой попытки является применение Писаний “на практике”, а не просто их “понимание”.

Причина и следствие

В плане, состоящем из элементов “причина и следствие”, особый упор делается на связь между частями, и это подчеркивается больше, чем в каком-либо другом виде плана. Здесь связывающий раствор приобретает больше значения, чем сами кирпичи в логике изложения. План может выглядеть следующим образом:

I.  Вследствие того, что Бог совершил   -

II. Человечество должно отвечать тем, что  -

III. Или человечество должно отвечать таким образом.

Людям приходится делать выбор. Выбирать одно либо другое. Во многих из евангелических проповедях, как  мы слышим из средств информации, содержится много причинно-следственных аргументов. Выше приведенный план можно легко переделать. Тогда он будет выглядеть вот так:

I.  Из-за того, что совершили люди  -

II. Бог должен сделать это  -

III. Благодаря своей любящей природе.

План, основанный на причинно-следственной связи, имеет огромную силу воздействия, потому что людям трудно что-либо противопоставить логике аргументов. Но надо надеяться, что если такие проповеди и обладают большой силой, то она берется из глубокой убежденности в Божьей любви, а не из возможной угрозы его гнева. Такой тип плана может оказать пагубное воздействие, если он ведет к отчаянию и потере надежды, вместо того, чтобы наделять людей новой жизнью, основанной на Божьей милости во Христе.

Рассказ как наглядная форма занятия