Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 5

Для мистиков разум не был дверью, ведущей к независимости и самоуправлению, каким он стал в наше время. Вместо этого он явился необходимым средством, которое должно было использоваться людьми, ждущими возвращения Господа. Если разум ведет к независимости и позволяет встать в позицию судьи над Писаниями, то тогда мы начинаем  отклоняться от главного ориентира в жизни и почти полностью выпускаем из рук тот спасительный канат, который связывает нас источником света и надежды. Вначале такое использование разума приводит к высокомерию. Позже из-за отхода от Писаний и, возможно, от Самого Бога это вызывает отчуждение и глубокое чувство одиночества. Если же напротив, совсем пренебречь разумом, мы  не смогли бы даже прочитать, не говоря уже о том, чтобы понять, что Писания говорят нам. Для мистиков разум был важен, но только как инструмент. Он должен был оценивать информацию, служить критерием для задач,  предполагать возвращение нашего Господа, который попросит дать отчет о нашей жизни. Разум важен, но даже в представлении Священных Писаний любовь должна раздвигать границы разума и превосходить его.

Мистики верили, что любовь способна идти дальше пределов, которыми ограничен наш ум, и помочь ему преодолеть естественные преграды. Каждый христианин хоть однажды находил в Библии что-то, что было трудно  понять. Позже, совершив какой-либо поступок в вере или любви, он или она открывали для себя, что именно на практике дается действительное понимание этого отрывка.

О такой любви Томас Кемпис говорит: "Нет ничего более сладостного, чем любовь, ничего более смелого, ничего более высокого, ничего более широкого, ничего более приятного, ничего более полного, ничего лучшего как на земле, так и на небе; поскольку любовь родится от Бога и не может пребывать нигде, кроме Бога, превыше  всех сотворенных вещей." (Kempis, р.115).

Когда мы читаем Священные Писания глазами, полными любви, они  приобретают особое живое качество. Когда от благодарности Богу за особое избавление, мы читаем псалом благодарения, нас наполняет более глубокая любовь к Богу и Писаниям. Миссионер, открывший неожиданно для себя, что значительная часть Нового Завета состоит из миссионерских писем, видит, что его любовь к людям дает ему непостижимые проникновения в эту литературу и истинное знание ее ценности. Мистики напоминают нам, что существует  не один только способ понять ее. Да, здравый смысл есть во всем, но мы не познаем Писаний в действительности, не познав  любви к  Богу и ближнему, которая предвосхищает путь для интуитивной, почти мистической любви к содержанию Писаний.  

Священные Писания для всех

Поскольку любовь помогает человеку понять то, что невозможно постичь умом, даже дети и умственно отсталые больные в состоянии  быть экспертами в теологии чувств. Мистики, связанные с Братьями общей жизни обучали детей истине Писаний. Если делать упор именно на это, то Библия никогда больше не будет авторитетной книгой, доступной только ученым и господам в церкви. Нет, ее мудрость, красота и проникновения могут быть понятны неграмотным и людям самого низкого происхождения. Подобная точка зрения оказала существенное влияние на Лютера и некоторых других реформаторов.

Несомненно, что именно это подразумевал Лютер, переводя Писания на немецкий язык так, чтобы простые люди могли иметь их  на своем родном языке. В своих переводах Лютер всегда стремился выяснить наиболее простой смысл текста для того, чтобы все могли понять его.

Для того чтобы раскрыть основной смысл текста сегодня, мы должны спросить: “Что подумает семилетний ребенок, когда услышит этот отрывок?” Верно, интерпретация слов может быть ошибочной. Хотя именно из детских уст можно услышать такое понятие о любви и вере, которое может быть абсолютно недоступно для самого образованного толкователя. Оно остается в памяти, оно иллюстрируется жизнью, оно может стать частью нашего запаса мудрости. В конце концов, не сам ли Иисус напоминает нам, что мы никогда не войдем в Царство Божье, если  не станем  как дети? (Mф.19:14) Вновь и вновь Библия убеждает родителей обучать своих детей Писаниям. Дети и умственно отсталые могут стать своеобразным окном, через которое мы должны постичь истины Библии и усвоить библейский взгляд.