Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 40

Основная проблема с этим типом плана состоит в том, что он может потерять свою свежесть, стать избитым, если превратиться в “стандартный” способ планирования выступлений. Существуют некоторые другие очень интересные типы планов, которые можно попробовать использовать время от времени для того, чтобы занятия были увлекательными как для выступающего, так и для слушателей.

План урока по практическому применению

План урока по практическому применению тоже сравнительно легок в использовании и прост для понимания. Он состоит из двух частей. В первой части рассказывается история из Библии. Во второй части делается практическое применение к аудитории. Опытные учителя воскресной школы разу же узнают в этом  знакомый метод. Именно по такому методу практического применения большинство детей постигают уроки в воскресной школе в течение многих лет.

Для взрослой аудитории, однако, такой план может оказаться губительным, если взят хорошо известный рассказ. Предположим, мы использовали план такого типа для притчи о блудном сыне. План был бы таков:

I.   Иисус рассказал притчу о блудном сыне.

П.  Ее смысл имеет важное значение для нашей жизни.

Если мы обратимся к людям, которые знакомы с этой притчей, то возможно, одних это усыпит, а другие будут думать о своих планах на следующую неделю. Предположим, однако, что отрывок рассказывает о том, как Иеффай дал обет Богу принести в жертву первого человека, которого он встретит после своей победы. Этим человеком оказалась его собственная горячо любимая дочь (Суд.11:29-40). И что же произошло? Поскольку это не очень известная история, даже самая осведомленная в Библии аудитория может быть охвачена интересом к этой столь драматичному сюжету.

Мы можем также поддержать интерес к истории, рассказывая ее с использованием элементов литературного романа. Один из таких способов – это рассказать ее так, как будто действие разворачивается в наши дни. Так, например, в притче о блудном сыне далекий край может оказаться Нью-Йорком. Есть корм свиней можно представить как копание в мусорных баках. Даже если притча хорошо всем знакома, аудитория все равно находится в ожидании следующей современно аналогии. В том же духе мы можем осовременить характеры, придав им соответствующие характеристики. Как выглядел отец? С какими чувствами он ждал возвращения? Какой непримиримый характер показал младший сын, еще находясь в дома? Если в Библии ничего не говорится об этом, нам вряд удастся описать все, не греша против истины. Тем не менее, мы можем сказать так: “Я бы хотел знать, как вел себя сын.” Не полагаете ли вы, что он выступал против воли отца, носил вызывающую прическу, разговаривал за столом, -----  вел себя несдержанно? Если мы воссоздадим характер таким образом, он может ожить. Даже если половина занятия уйдет на пересказ притчи, то все равно она заживет своей жизнью, обретет дыхание и будет сдерживать интерес людей.

Проблема – решение

Другой тип плана строится на выявлении проблемы и нахождении ее решения. В притче о блудном сыне проблема может выражаться в неспособности простить в душе тех грешников, которые совсем недавно вошли в наш круг. Что касается текста, то мы можем начать рассказ со старшего брата и его чувств. В таком изложении путешествие в далекую страну и даже прощение отца представлены в виде воспоминаний.

А каково решение? Решение заключается в терпеливом объяснении отца, что сын, который считался потерянным, теперь вернулся. Здесь две другие истории вплетены в контекст повествования Луки 15 гл. Опишите радость ангелов на небесах, радость пастуха, который нашел потерянную овцу, а также историю о женщине и монете. Итак, Бог терпеливо рассказывает о своей любви к грешникам и своей любви к нам. Временами такой тип плана “проблема-решение” можно разнообразить, добавив ложное решение. Тогда план будет выглядеть следующим образом:

1. Вот сама проблема.

П. Вот ложное решение.

Ш. Ну а теперь верное решение.