Освободительная теология часто используется для определения учений некоторых современных теологов, которые обращаются к проблемам несправедливости и угнетения. Некоторые ранние представители освободительной теологии появились в Латинской Америке, чему способствовала сложившаяся там историческая ситуация ( Gutierrez, 1973 ). Другие писали о ситуации, сложившейся в Южной Африке, где существовало превосходство белого населения над черными. (Banana,1982). В последнее время американские теологии пытаются широко говорить о положении негров и женщин США ( Cone, 1970). Как и в мистицизме, в освободительной теологии представлен широкий спектр различных мнений. Большинство этих мнений отвергается ортодоксальными христианами. Некоторые даже задаются вопросом, не вытесняет ли Бога политическая идеология. Когда идеи коммунизма потерпели крах в Советском Союзе и Восточной Европе, многие решили, что освободительная теология отжила свое и от нее следует отказаться. Тем не менее, по всему миру бедные люди сплачиваются вокруг Писаний и находят в Библии ответы на свои вопросы и надежду, чтобы жить.
Поучительным для нас является то, как простые, неграмотные люди читают Писания там, где процветает нищета и угнетение. В Латинской Америке в деревнях и городах люди продолжают собираться в небольшие группы, чтобы читать Библию. Такие группы называются “базовыми общинами”, откуда вышли лидеры в борьбе против тех институтов власти, которые угнетают людей. Оставив в стороне на данный момент критику в адрес освободительной теологии и ее приверженцев, давайте посмотрим, сможем ли мы лучше понять Писания, используя некоторые из ее положений и методов в чтении и практике Библии.
Жизненная точка зрения
Подобно мистикам и реформаторам сторонники освободительной теологии считали, что Писания следует рассматривать с точки зрения нашей реальной жизни. Ведь Библия существует не для умозрительных поисков и не является учебником для теологов. Правильнее сказать, она предназначена для людей, которые живут реальной жизнью, страдают, борются и радуются. Библия отражает реальные жизненные ситуации и обращается к людям, которым ведома и боль страданий и радость жизни. Тем не менее, по мнению сторонников освободительной теологии наша жизненная ситуация включает в себя не только наши личные переживания, но и социальные условия окружающей реальности. Следовательно, недостаточно просто знать, что мои дети ложатся спать голодными. Мои страдания есть и будут, и это во многом обусловлено формой собственности, неравными возможностями в получении образования, потерей влияния профсоюзов, преследованиями тех, кто выступает за социальные перемены.
Как полагал Лютер, страдания отдельного человека помогают ему стать теологом. Сторонники освободительной теологии соглашаются с этим, но предлагают взглянуть шире, включив сюда всех представителей того же класса, расы или пола, которые переживают те же самые страдания, что и мы. Когда люди видят те же самые страдания повсюду вокруг, они приходят к правильному выводу, что страдания – это явление не только личное, но и социальное. И когда они будут читать Писания, их, скорее всего, привлекут те отрывки, которые относятся к их ситуации. На протяжении всей истории иудаизма и христианства угнетенные люди обращались к истории об Исходе, черпая в нем надежду. Ведь здесь Бог освободил свой народ от уз рабства и привел на родную землю, где у каждого был свои кусок земли, работа и возможность поделиться с другими плодами своего труда.
И вновь, читая пророков, они понимали причину своей нищеты: богатые эксплуатировали их, используя свое преимущество, и продавали за пару обуви (Амос 2:6). В Книге Иакова осуждается богач, который удерживал плату за труд (Иак.5:1-6). Иисус провозгласил, что он пришел благовествовать бедным (Лк.4:18). С точки зрения бедных и угнетенных большие отрывки из Библии имеют огромное значение, так как могут объяснить социальную несправедливость, а также помогают понять, как Бог может изменить положение вещей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.