Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 49

При подготовке к молитве, проповеди или краткой проповеди может очень подойти способ полной записи всего выступления. Это особенно рекомендуется начинающим. Помня об аудитории и имея рабочий конспект под рукой вполне возможно написать двадцатиминутную проповедь за два часа или даже меньше. На первый раз она может оказаться далекой от совершенства. Но имея хорошо сформулированные в плане основные части проповеди, надо только изложить свои мысли в прозе. Даже не нужно использовать изысканный литературный стиль. Скорее, в письменном изложении мы должны насколько возможно подражать нормальным разговорным оборотам речи. Здесь приходится упражняться в основах письменного изложения своих мыслей в настоящие слова на бумаге. После многих лет проповедования с кафедры многие выдающиеся проповедники продолжают писать свои проповеди слово в слово. Их успех, конечно, предполагает, что записи выступлений имеют большое значение, если не сказать, что являются жизненно важной частью процесса передачи.

После быстрой записи выступления, возможно, необходимо вернуться к началу и частично или полностью переписать его. Возможно, мы где-то повторялись, или мысли не совсем связаны меду собой, или какой-то абзац слабоват. Перечитав записанное, мы можем заметить это и исправить. Делать записи от руки или печатать на машинке зависит от самого автора и случая.

Иногда задают вопрос о пунктуации, в особенности для живой речи, которая не всегда укладывается в безупречные предложения. Некоторые опытные проповедники ставят на письме тире как знак, соединяющий речевые обороты. Так, говоря о Евангелии, мы можем сказать: “Иногда мы думаем, что это обязанность Бога прощать грехи – прощать нас всякий раз, когда мы просим об этом. Однако, мы должны думать о боли, которую чувствует Бог – боли, которую должен чувствовать Отец, принося в жертву своего единственного Сына.”

Хотя для начинающих и рекомендуется записывать проповеди и молитвы-размышления, все же в этом кроется определенная опасность. А именно, записанные слова могут стать важнее для выступающего, чем аудитория и та связь, которая должна возникнуть между ним и людьми. Временами это приводит к точному, но крайне скучному чтению с бумаги. Но надо сказать, что многие хорошие ораторы, особенно актеры, которые заучивают текст записи на память, никогда не имеют подобных проблем.

Выступление по рабочему конспекту

Хотя метод записи всего выступления имеет своих сторонников, есть также много хороших ораторов, которые используют расширенный план, то есть рабочий конспект, о котором говорилось в предыдущей главе. В этом случае все выступление никогда не записывают. Вместо этого оратор выступает по рабочему конспекту. В конспекте полностью записывается вступительная часть, чтобы начало было гладким. К моменту, когда оратор переходит к основной части, речь его обычно уже течет свободно, излагая мысль за мыслью. Заключительная часть, в которой подытоживается все сказанное, тоже записывается полностью, чтобы ограничить оратора и не дать ему говорить без конца.

Общение с помощью рабочего конспекта также подходит для занятий по Библии или обсуждений в классе. В рабочий конспект, подготовленный для занятий в классе, необходимо вставить подходящие вопросы, соответствующие иллюстрации и возможные упражнения для обучаемых. Изобретательные учителя также включают сюда небольшие диалоги для чтения. Можно предложить людям рассказать, как их жизненный опыт иллюстрирует урок данного текста. Для обучения запись всего выступления полностью не только трудна, но в этом нет необходимости. Рабочего конспекта и вспомогательных средств будет достаточно для того, чтобы добиться хороших результатов.

Чтение и заучивание наизусть

При формальном выступлении должны ли мы читать по записи? Некоторые государственные чиновники поступают так, потому что очень много зависит буквально от каждого слова. Хотя это хорошо для точности речи, но мало побуждает к вере или изменению поведения. Опять же некоторые могут хорошо общаться, при этом читая с бумаги. Для других же такая практика смертельна для внимания слушателей. Более того, даже если мы не читаем, но взяли текст с собой за кафедру, записанные слова могут встать между вами и настоящим общением, особенно, если люди чувствуют, что мы больше привязаны к тексту, чем к ним.