При рассмотрении исторической обстановки и контекста изучаемого отрывка то, что мы делаем, может превратиться просто в практикумы по истории или литературе. Если происходит именно так, то никакой “практики” Писаний не получится. Для того чтобы практиковать Писания, нам нужно сопоставить обстановку в рассматриваемом разделе с обстановкой, в которой мы находились или находимся сейчас, либо мы знаем кого-то, кто пережил подобную ситуацию. Из книг некоторых пророков мы узнаем, что народ, к которому они обращались, был богатым, самодовольным, -----несправедливость. Когда Слово Божье появилось в этот исторический момент, то стало ясно, что народ либо должен изменить свой образ жизни, либо погибнуть. Похожа ли та историческая обстановка на нашу, в которой мы живем? Если да, то в чем? Есть ли какие-либо существенные различия? Как мы можем отметить то общее, что есть между ними, не приходя к заключению, что с нами произойдет то же самое, что произошло с Израилем?
И снова, если мы возьмем 1 и 2 Фессалоникийцам, то по исторической обстановке понятно, что христиане в Фессалоникии верили в то, что Иисус придет очень скоро. И в результате многие бросили работать и сидели в ожидании конца света. Разве не похожи эти люди на некоторых наших современников? Разве не в подобное настроение мы все впадаем, когда считаем, что слишком много трудов требуется для изменения мира, в то время, как только вечная жизнь имеет ценность? Настроение Фессалоникийцев, конечно же, похоже на то, что мы переживаем в своей жизни.
Сопоставление характеров
Наверно, больше удовольствия доставляет сопоставление библейских героев, нежели сопоставление исторической ситуации. Какими людьми были Яков и Иоанн, ученики Иисуса? Так как однажды они призвали огонь на головы самарян, отвергших Иисуса, Иисус назвал их “сыновьями грома” (Мк.3:17). Благодаря своей молодости, Иоанн был, вероятно, намного живее, энергичнее и настойчивей, чем его обычно изображают. Что это может сказать о стиле, в котором написано Евангелие от Иоанна или апокалиптические видения в книге Откровений?
Точно также, каким был на самом деле царь Давид, когда он писал псалмы? Из истории мы знаем, что его часто преследовали. Это, конечно, позволяет нам понять лучше его псалмы, где он просит об избавлении от врагов. Он знал, что он ----- согрешил против Урии Хитиянина. Это дает нам четкое понимание псалмов раскаяния, таки как Пс.50, 31 и 5.
Можем ли мы отождествить себя с автором текста? Можем ли отождествить своих знакомых с героями именно в контексте отрывка? Если Иисус обращается к людям, которые были убеждены в своей праведности, можем ли тоже найти аудиторию, к которой нам хотелось бы обратиться?
Характеры очаровывают своими внутренними побуждениями, силой и уязвимостью. Когда Бог говорит, Он всегда обращается к живым героям как тогда, так и сейчас. Правильно отождествлять современных людей с персонажами из Библии необязательное занятие, но это может доставить много удовольствия.
Есть ли фабула?
Иногда в повествование отрывка содержит фабулу. Она может быть выражена достаточно прямолинейно, как в случае с законником, который выступил вперед и стал испытывать Иисуса, спрашивая: “Учитель, что нам сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?” (Лк.10:25-28). Это очень важная фабула, о которой нам следует знать, если мы хотим понять и, возможно, рассказать притчу о добром самарянине.
Фабула может быть боле сложной. Для того, чтобы понять, что Павел написал коринфянам в своем первом послании, нам нужно знать, что разногласия, преданность и дух разобщенности раздирали на части приход. Хотя наш приход или группа и не переживать раскол, тем не менее, какие-то скрытые конфликты могут ждать своего момента, чтобы проявиться. Чтобы понимать и говорить почти о любом отрывке из 1 Кор., нам следует знать фабулу.
Время и место событий, характеры и фабула являются составным частями всех коротких рассказов и романов. Правильное их сочетание – это и есть те книги, которые невозможно отложить, и фильмы, которые мы любим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.