Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 34

Хотя процесс применения может показаться простым, на самом деле это не так. Дело в том, что в данный момент времени наши предрассудки, скорее всего, будут отстаивать свои права на существование. Так, отрывок из Писаний может осуждать грех. Но конкретно не говорится, что этот за грех. Читая текст сквозь призму своих предрассудков, мы используем его, чтобы осудить грехи других, кто особенно раздражает нас. Возможно, недавно мы ----- по поводу порнографии. Читая об этом грехе в тексте, мы видим осуждение, которое подвергают порнографию Св.Иоанн и Св.Павел, потому что мы расстроены этим.

Ловушки на этом пути многочисленны. Во-первых, порнография может не являться проблемой лично для нас или для наших слушателей. Хотя даже эксплуатацию женщин и детей можно считать серьезным грехом за бесстыдную скупость, это может не иметь ничего общего с интересами группы пенсионеров в доме  престарелых. Во-вторых, это может не иметь отношения к нашим собственным грехам. Обычно больше  достоверности звучит тогда, когда люди говорят о грехах, которые они сами совершили. И наконец, в процессе применения нам надо быть очень осмотрительными в том, что мы используем не только Закон Божий с его осуждением и карой, но также и Евангелие с его освобождением от греха и обещанием силы для исполнения Божьей воли. Помочь нам в процессе ответственного использования, способного действительно затронуть жизнь, может мысленное сосредоточение на трех понятиях: 1) цель; 2) недуг; 3) средства.

Цели

Писания были созданы не просто для удовлетворения удовольствия их авторов. Они были написаны с определенной целью. Некоторые из этих целей связаны с нашей верой. Например, Иоанн говорит: “Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.” (Иоан.20:31) Некоторые Писания были написаны для того, чтобы побуждать к хорошему поведению и таким шагам в жизни, которые соответствуют воле Иисуса. Так, во многих отрывках, говорится о “цели веры” или “цели жизни.” Временами ставятся обе цели одновременно, но обычно лучше сосредоточиться на какой-то одной, чтобы не слишком усложнить применение.

Цели веры

Как только мы завершили первичный анализ отрывка, нам нужно вновь вернуться к нему и спросить, какова цель, которую ставит текст перед читателями или слушателями. Если это цели, которые касаются нашего отношения или взглядов на Бога и/или жизнь, то это цели веры. Вот некоторые из них:

Терпение в страданиях

Смирение

Надежда в бедствиях

Вера в Божью заботу обо мне

Вера в Иисуса в том, что Он спасает нас от грехов

Вера в воскресение

Мужество

Радость

Обретение успокоения в крещении

Открытость слову Божьему

Конец страху

Преданность

Этот список можно продолжать почти бесконечно. Выделяя цель веры в тексте, мы должны воспользоваться намеком, который дают слова, понятия или предположениях текста. Предположим, текст взят из Мат.11:2-6. В этом отрывке Иоанн Креститель послал своих учеников спросить Иисуса, является ли он тем, кто должен был прийти или они должны искать другого. В тексте цель не выражена явно. Тем не менее, несложно увидеть, что цель текста заключается в том, что люди должны верить в Христа.

Это благая цель, но как таковая, она является “голословным” утверждением. Как следует продумать и как употребить ее по отношению к людям, которые будут слушать нас? При изучении текста мы, возможно, узнали, что у Иоанна на самом деле были другие мысли об Иисусе. Либо Иисус не достаточно быстро действовал, как того хотелось Иоанну. Мы можем спросить, является ли это проблемой для нас, а также для наших слушателей. Если да, то тогда цель нашей беседы – поверить в Иисуса вопреки тому, что Он не всегда поступает так, как нам бы хотелось.

Цель нашего выступления перед слушателями начинает обрастать плотью и приобретать значение. Можем ли вспомнить несколько примеров, когда это действительно могло бы произойти? А как насчет пожилой женщины, которая страдает и молит Иисуса об исцелении? Что произойдет, если исцеление не наступит так скоро, как хотелось бы? А что, если оно не наступит никогда? Продолжать верить в Иисуса даже в таких обстоятельствах – отличная цель для данного отрывка.