Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 43

Некоторые техники составления планов

Планы могут быть формальными и неформальными, составленные в письменной форме или устной. Для начинающих лучше всего их записать и сделать все как принято.

Законченные предложения о людях.

Хотя план можно сформулировать, используя только ключевые понятия, все же лучше выразить мысли с помощью полных предложений. Предложения будут иметь подлежащее, сказуемое и, возможно, дополнение. Это также могут быть вопросительные предложения. Когда мы оформляем мысль в предложение, то нам приходится хорошо его продумать и понять лучше то, что мы хотим сказать. Если это возможно, то предложения в плане также должны касаться людей. Более того, будет замечательно, если люди, которые слушают вас и учатся, почувствуют, что в плане или основных его пунктах говорится о них. Так, может быть, недостаточно сказать: “Бог есть любовь.” Лучше будет сформулировать это так: “Бог любит нас.” Но это не всегда возможно и не обязательно делать, но когда мы можем аудиторию включить в канву плана, то это служит напоминанием для каждого, что Писания существуют для людей и не наоборот.

Деление на пункты

План изложения может иметь основные части, пункты и подпункты. Деление на еще более мелкие составные части  усложняет план. Предположим, мы хотим составить двадцатиминутную проповедь по притче о блудном сыне, используя план типа “средства, духовный недуг, цель”.Такой план будет состоять из трех основных частей:

1. Наш Бог проявляет себя любящим Отцом грешников.

П. Мы не должны возмущаться и жаловаться по поводу этого.

Ш. Вместо этого нам следует принять грешников в круг нашего общения.

Каждый из этих частей теперь делится на пункты:

1.Наш Бог проявляет себя любящим Отцом грешников.

А. Иногда он дает людям свободу в выборе пути.

В. Но он ждет, когда они вернутся.

С. Он горячо радуется их возвращению.

П. Мы не должны возмущаться и жаловаться по поводу этого.

       А. Иногда добрые люди возмущаются Слову Божьему.

       В. Нас возмущает радость Бога по поводу грешников.

       С. Это выражает наше непонимание Божьей воли.

Ш. Вместо этого нам следует принять грешников в круг нашего общения.

       А. Мы тоже нуждаемся в отцовской любви и прощении.

       В. Мы можем научиться у Отца любви к грешникам.

       С. Мы можем принять их в круг своего общения.

Для большого выступления, как проповедь, столько частей и пунктов вполне достаточно. Но некоторые из них можно еще разделить на подпункты. Так, в части 1 А.:

1.Наш Бог проявляет себя любящим Отцом грешников.

А. Иногда он дает людям свободу идти своим путем.

1)  Он дал своему сыну наследство.

2)  Иногда он дает нам слишком много хорошего.

В данном случае подпункты 1) и 2) служат подразделами пункта. 1) пересказывает сюжет текста, а 2) говорит об этом, применительно к нашей жизни. В двадцатиминутной проповеди  подпункты 1) и 2) не могут содержать больше, чем три-четыре предложения.

При составлении плана мы всегда больше работаем над пунктами и подпунктами. В выше приведенном плане мы не разрабатывали часть 1. Наш Бог проявляет себя любящим отцом грешников. Также мы не разрабатывали пункт А. Иногда он дает людям свободу идти своим путем. Это предложения, упоминаемые в изложении. Но что следует разработать, так это раздел 1А. 1) Он дал своему сыну наследство. Если бы здесь не было подпунктов, тогда мы бы сформулировали 1А. Иногда он дает нам слишком много хорошего.  Мы всегда помещаем пункты и подпункты со сдвигом вправо или каким --------Сколько должно быть разделов? Это зависит от объема изложения. В двадцатиминутной проповеди многие проповедники обходятся от восьми до двенадцати пунктами. Для пятиминутной молитвы в начале дня достаточно трех пунктов. Если же мы ведем часовое занятие с предполагаемым обсуждением, то будет довольно двенадцати-четырнадцати пунктов с вопросами для обсуждения.