Роберт Шмитт. Практика Писания. Главные моменты во взглядах реформаторов, страница 31

В больших же многотомных изданиях популярных комментариев каждому отрывку и разделу уделяется намного больше места. Они также написаны для обычных читателей, но очень много внимания отдается в них комментариям к тем отрывкам, над которыми мы, возможно, работаем. Некоторые из этих комментариев представляют собой комментарии ко всей Библии и состоят из четырех или шести томов, в то время как в других один том может быть посвящен отдельной большой книге из Библии или двум-трем небольшим книгам пророков или посланиям.

И наконец, существуют издания технических научных комментариев. В них обычно содержатся цитаты из оригиналов на древнееврейском и греческом языках. В них также много места уделяется разбору так называемых “спорных” вопросов об авторстве и композиции исследуемой книги. Хотя во всех комментариях имеется своя точка зрения, технические комментарии обычно подразделяются на более традиционные или консервативные и на, так называемые, либеральные. Необходимо время, чтобы выяснить ориентацию комментариев, или иногда это бывает очевидно с самого начала.

При первом изучении комментариев мы можем положиться на знакомое нам издание. Хотя неплохо и осмотреться вокруг. Мы можем попытаться посмотреть свой отрывок в разных комментариях, чтобы лучше понять его или для того, чтобы познакомиться с другим комментарием. По мере чтения комментариев, данных по нашему отрывку, в особенности в однотомных комментариях, мы часто обнаруживаем, что мы уже знаем намного больше, чем представлено в комментариях. Итак, хотя изучение комментариев служит отличным способом проверки нашей работы, наше собственное исследование обычно бывает намного более информативным и приносит удовлетворение.

Изучение доктрин

Итак, мы с вами потрудились над выяснением исторической обстановки, контекста, самого текста, проработали параллельные места из всего Писания и сопоставили полученные результаты с комментариями. В этому времени у нас моет набраться шесть или семь страниц с записями или даже больше. Мы почти близки к моменту, когда информация, которую мы собрали по крохам, способна “выскользнуть------- из рук”. Теперь нам нужна точка зрения, схема, связующая нить, способная помочь объединить всю информацию в единое целое. Нам необходимо сформулировать основную мысль.

Один из полезных способов как выстроить воедино всю полученную многообразную информации – это  определить и изучить доктрину. Здесь слово “доктрина” употребляется не в негативном косном смысле, а для того, чтобы выявить соответствующую знакомую тему обучения. Так, когда мы рассматриваем текст, возникает вопрос: “Какое учение Писания и церкви представлено здесь?” Посвящен ли текст теме о Боге, о Христе, грехе, молитве, крещении, Святом Духе, спасении или вечной жизни? Это все доктринальные категории. Обычно есть и другие места в Библии, посвященные тем же темам.

Предположим, например, наш текст взят из Кол.1:15-17. Здесь затрагивается доктрина о Христе как рожденном прежде всякой твари. В стихе 16 провозглашается, что все Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое. Итак, из текста мы узнаем, что Христос связан не только с искуплением и спасением, но также и с сотворением.

Из религиозных учебников, катехизисов и книг, посвященным доктринам церкви мы захотим посмотреть доктрину о Христе. При использовании такого катехизиса мы повторяем для себя то, что знаем о божественной природе Христа в состоянии вознесения. В приведенных цитатах мы находим такую, где говорится о делах Христа в сотворении в Иоан.1:2. Катехизис и приведенные в нем отрывки говорят о Христе как об Альфе и Омеге, начале и конце (Отк.1:8).

Рассмотрев доктрины и соответствующие отрывки, мы делаем вывод, что учение о Христе является основной темой текста и является действительной важной истиной, с которой стоит начать свои беседы с другими. При чтении материала у нас иногда захватывает дух, поскольку масштаб материала внушает благоговейны трепет и вдохновляет нас. Это, безусловно, должно стать по крайней мере одним из центральных пунктов того, что мы хотим узнать из этого отрывка и передать другим.