Стратегия рынка включает в себя несколько видов в зависимости от усилий предприятия на целом рынке или его частях, концентрации на локальном, региональном, национальном или международном рынке, очередности выхода предприятия на рынок, степени проникновения на рынок, целей в отношении положения предприятия на рынке, желания или необходимости уйти с рынка.
Стратегия товара включает в себя девять видов: позиционирование товара, репозиционирование товара, частичное совпадение, разнообразия товарной номенклатуры, дизайн товара, прекращение выпуска товара, новый товар, диверсификации маркетинговых ценностей.
Стратегия ценообразования охватывает следующие стратегии: "снятия сливок" и проникновения — для новых товаров; поддержания цены, снижения и увеличения цены — для товаров зрелых.
Разработанная в 1978 году Ли Якоккой стратегия развития корпорации "Крайслер", которая на тот момент находилась на грани банкротства (убытки за первый квартал 1978 года составили 160 млн. долларов), включала в себя три перечисленные выше стратегии. Во-первых, предполагалось глубокое проникновение на национальный рынок и традиционно третьестепенное положение на нем (после "Дженерал Моторс" и "Форд Моторс"). Во-вторых, планировалось скомбинировать высокое качество автомобиля с хорошим послепродажным обслуживанием и своевременной доставкой к покупателю. В тот момент эти составляющие стратегии маркетинговых ценностей у корпорации "Крайслер" практически отсутствовали.
"Крайслер" должен был предложить рынку новый переднеприводный экономичный автомобиль в рамках стратегии нового товара. Указанная стратегия полностью отвечала принципу непрерывной адаптации, т.к. начало 1979 года в США было сопряжено с нефтяным и экономическим кризисом.
В области ценообразования была применена стратегия проникающей цены с использованием скидок. Кроме того, каждому желающему приобрести автомобиль "Крайслер" предоставлялась возможность месячной его обкатки и, в случае неудовлетворения качеством, его возврата. Корпорация предлагала 50 долларов каждому, кто обнаружит дефект производственного характера в приобретенном автомобиле.
К середине 1983 года компания вновь прочно "стала на ноги", благодаря разработке и успешной реализации намеченной стратегии.
Примером современного украинского предприятия, разрабатывающего и успешно реализующего стратегии развития, может послужить ЗАО "Станкинпром". Предприятие прославилось производимым сельхозперерабатывающим оборудованием на рынках Украины и стран СНГ. Придерживаясь стратегии охвата рынка (как национального, так и международного), предприятие поставляет свои мукомольные комплексы по Украине (30%), России (60%) и в другие страны ближнего зарубежья (около 10%).
В рамках реализации стратегии системы изделий, которая заключается в предложении рынку элеваторов, весовыбойных установок (т.е. сопутствующего мукомольному делу оборудования), ЗАО "Станкинпром" смогло повысить рыночную долю на рынке СНГ с 2% в 1994 году до 35% — в 1997.
Предприятием также применяется стратегия диверсификации и, в частности, конгломератной диверсификации, состоящей в проектировании и строительстве "под ключ" экологически чистых автозаправочных станций. Данная стратегия была разработана с учетом и в соответствии с принципом непрерывной адаптации, т.к. являлась ответным шагом на постановление Кабинета Министров Украины о запрете использования заправочных блок-пунктов и обязательном строительстве стационарных автозаправочных станций.
Можно привести еще некоторые примеры разработки и реализации различных маркетинговых стратегий развития предприятия. Расширение товарной номенклатуры и производство продукции в рамках стратегии маркетинговых ценностей действуют в табачной промышленности Украины (представлены пятью основными производителями). В их числе "Japan Tobacco International" (г. Кременчуг), "Табачная компания В.А.Т. — Прилуки", ЗАО "Черкассы — Реемтсма табачная фабрика", ЗАО "Киев — Реемтсма табачная фабрика", ЗАО "Харьковская табачная фабрика — Филип Моррис".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.