В данной матрице в качестве стратегий А выступают мероприятия, предлагаемые различными заинтересованными группами или подразделениями предприятия и направленные на достижение их целей. В качестве стратегий В представлены различные сценарии развития внешней среды с учетом периода времени. В качестве элементов матрицы aij выступает цель реализации того или иного мероприятия — прибыль, которая определяется как разница между результатом и ресурсами, необходимыми для реализации мероприятия. Подобная модель позволяет реализовать сценарный подход к планированию.
В рамках предлагаемого подхода задачу согласования стратегического и оперативного направлений развития предприятия предлагается решить при использовании теории игр. При этом задача согласования должна описываться игровой моделью m ´ n и учитывать такие объекты согласования, как цели, мероприятия и ресурсы. Задачу согласования в рамках теории игр предлагается сформулировать следующим образом: каждой из заинтересованных групп предлагается реализовать определенное направление деятельности предприятия (А1, А2, …, Ai, …, Аm), что не противоречит общей цели предприятия. В качестве направлений деятельности могут выступать мероприятия, направленные как на развитие текущей позиции предприятия, так и на формирование стратегической позиции.
При реализации каждого из направлений деятельности получается целевой размер прибыли, который определяется с учетом ресурсов на реализацию предлагаемых мероприятий. Размер прибыли зависит от влияния факторов внешней среды, которая может находиться в определенных состояниях (В1, В2, …, Bj, …, Вn) при условии ее изменения в различных временных интервалах (в кратко-, средне- и долгосрочном — степень нестабильности внешней среды может изменяться). Кроме этого, учет временного фактора необходим при определении прибыли от реализации какого-либо мероприятия. Платёжная матрица Р задана элементами аij, характеризующими прибыль, которая получится при реализации i-го направления деятельности при j‑м состоянии внешней среды в определенный период времени:
Целью задачи является или выбор такого направления деятельности, или их сочетания, реализация которых позволит получить величину прибыли, обеспечивающую достижение глобальной цели предприятия — выживание в долгосрочной перспективе с учетом состояния внешней среды и временного интервала получения прибыли. Выигрыш, соответствующий оптимальному решению, называется ценой игры n. Если a= b= n, то игра называется игрой с седловой точкой. В этом случае выбор оптимального направления деятельности предприятия при определенном состоянии внешней среды сводится к отысканию седловой точки. Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. Оптимальное решение получается при чередовании случайным образом чистых стратегий. Применение чистых стратегий А1, А2, …, Ai, …, Аm с вероятностями p1, p2, …, pi, …, pm, причем сумма вероятностей равна 1 , называется смешанной стратегией SA. Смешанные стратегии записываются в виде матрицы или в виде строки SA= ( p1, p2, …, pi, …, pm). Аналогично смешанные стратегии SВ обозначаются: или SВ = (q1, q2, …, qj, …, qn), где сумма вероятностей стратегий равна 1 На основании принципа минимакса определяется оптимальное решение игры это пара смешанных стратегий S*A = ( p*1, p*2,…, p*m), S*B = (q*1, q*2, …q*n), элементы которых означают вероятность применения соответствующих чистых стратегий Аi, Вj, которая обладает следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то другому может быть выгодно отступать от своей. Обозначив xi = pi/n, i =1,2,…, m и yj = qi/n, j = 1,2,…, n, составляются две взаимно-двойственные задачи линейного программирования:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.