Процесс формирования целей должен начинаться с выдвижения общей цели, на основе которой должны разрабатываться локальные цели. По нашему мнению, общая цель предприятия не должна выражаться каким-либо количественным параметром, поскольку подобная формулировка игнорирует многие аспекты деятельности предприятия и цели заинтересованных лиц. Наиболее приемлемой, на взгляд автора, является формулировка цели, предложенная П. Друкером, — это выживание компании. Общий целевой ориентир предприятия конкретизируется определенным набором целей как краткосрочных, так и долгосрочных, как обеспечивающих развитие текущей позиции предприятия, так и обеспечивающих достижение стратегической позиции в будущем. Обсуждение целей должно происходить в процессе переговоров субъектов управления путем выбора не столько размера целевого критерия, сколько мероприятий, необходимых для достижения целей, являющихся средствами реализации глобальной цели предприятия. Обсуждение целей без учета путей их достижения и необходимых для этого ресурсов делает процесс согласования бессмысленным.
Сама по себе цель, не подкрепленная определенными действиями по ее достижению, не представляет собой конкретного результата. Из сказанного выше можно сделать вывод относительно необходимости комплексного рассмотрения целей, мероприятий и ресурсов для их достижения.
Различия в целях, мероприятиях и ресурсах в системе с приоритетностью стратегического и оперативного планирования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Различия в целях, мероприятиях и
ресурсах
в системе оперативного и стратегического планирования
Характеристика объектов |
Система планирования, ориентированная на: |
|
согласования |
стратегические направления |
оперативные направления |
Цели краткосрочные долгосрочные цели внутренней гибкости цели внешней гибкости |
+ + |
+ + |
Мероприятия (стратегии) конкурентные портфельные |
+ |
+ |
Ресурсы распределение между текущими проблемами распределение между новыми возможностями с более коротким периодом окупаемости с более длительным периодом окупаемости |
+ + |
+ + |
Процесс планирования, учитывающий согласование стратегических и оперативных направлений деятельности, предлагается организовать в несколько этапов:
1) провозглашение общей (глобальной) цели — выживание предприятия в долгосрочной перспективе;
2) формирование целей заинтересованных групп или подразделений с учетом того, что они не должны противоречить общей цели предприятия; при этом велика вероятность, что локальные цели могут быть противоречащими друг другу;
3) с целью снятия противоречий обсуждаются мероприятия, направленные на достижение целей; согласование мероприятий должно осуществляться с позиции оценки обеспеченности внутренними ресурсами и обсуждения различных вариантов развития внешней среды;
4) формируется плановый документ, в котором отражены согласованные направления деятельности.
Процесс согласования целей, мероприятий и ресурсов предлагается представить в виде матрицы, представленной в табл. 2.
Таблица 2
Матрица согласования целей, мероприятий и ресурсов
Мероприятия, |
Сценарии развития внешней среды с учетом периода времени |
||||||||
учитывающие различные направления |
краткосрочный период |
среднесрочный период |
долгосрочный период |
||||||
деятельности |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
... |
Вn |
А1 |
a11 |
a12 |
a13 |
a14 |
a15 |
a16 |
a17 |
... |
a1n |
А2 |
a12 |
a22 |
a23 |
a24 |
a25 |
a26 |
a27 |
... |
a2n |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Аm |
am1 |
am2 |
am3 |
am4 |
am5 |
am6 |
am7 |
... |
amn |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.