Данный метод предполагает использование конкретизированной концепции стратегии организации, определяющей будущие направления развития продуктов корпорации, ее рынков и технологий, что в свою очередь позволяет определить четкие направления поиска новых возможностей. В случае появления очередной возможности в виде привлекательного инвестиционного проекта руководство корпорации должно обратиться к стратегии с целью определения его соответствия избранному курсу. При отрицательном результате проект отклоняется, при положительном — включается в общую схему иерархии формирования инвестиционного портфеля на предмет проверки его соответствия целям и возможностям корпорации.
____________
Литература: 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Изд. "Питер", 1999. — 416 с. 2. Саати Т Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
УДК 330.658(477) К ВОПРОСУ
О СОБСТВЕННОСТИ В КОРПОРАЦИЯХ УКРАИНЫ
|
аспирант ХГЭУ
На сегодняшний день проведено большое число эмпирических исследований собственности в корпорациях различных стран с переходной экономикой. При оценке общих тенденций в структуре собственности большинство исследователей приходят к сходным результатам.
Исходя из этого, традиционно принято считать, что приватизированные предприятия более эффективны, чем государственные. Но так ли это на самом деле?
Так, теория приватизации чаще всего исходит из того, что в частную собственность приходится (следует) переводить недостаточно эффективные предприятия, оказавшиеся в кризисном состоянии. При этом многие авторы специально рассматривают влияние моделей приватизации на структуру собственности и последующее развитие предприятия, делая вывод о существенных межотраслевых различиях, вызванных применением разных моделей приватизации, в том числе комбинированных. По мнению автора, предприватизационное состояние предприятия и модель приватизации — это действительно два важнейших фактора, оказывающих влияние на всю последующую "жизнь" предприятия.
Как известно, в Украине сложилась специфическая модель формирования акционерного капитала. Корпорации создавались (и создаются), в основном, не классическим путем объединения капиталов, а либо путем распределения уставных фондов государственных предприятий в ходе приватизации за различные (приватизационные, компенсационные) сертификаты, либо путем создания акционерного общества закрытого типа, используя аренду с выкупом.
В первом случае менеджеры не восприняли акционеров (особенно мелких) как собственников, что выразилось в полном игнорировании интересов последних. Акционеры, в свою очередь, не имеют почти никаких шансов на правовую защиту в случае нарушения их прав собственности, ввиду плохой проработанности нормативной базы в этой сфере.
Во втором случае директорат, используя возможности своего положения, формировал уставный фонд в выгодных для себя пропорциях.
Таким образом, сам характер формирования акционерных обществ повлек за собой возникновение противоречий между интересами акционеров-собственников и руководства. Как в первом, так и во втором случае все действия менеджмента и директората направлены на захват контроля над предприятием, а не на повышение эффективности предприятия.
Необходимо отметить, что во всех странах с переходной экономикой работники-инсайдеры как субъект корпоративного контроля практически не являются самостоятельной силой. Их акционерные владения либо контролируются менеджерами, либо сильно "распылены" и формируют аморфную структуру владения акциями предприятия. Оценка эффективности деятельности менеджеров как субъектов корпоративного контроля в постприватизационный период носит двойственный характер. С одной стороны, эта политика, безусловно, успешна и действенна относительно консервации (консолидации) контроля. С другой — она остается пока предметом дискуссий в той ее части, которая касается эффективности "менеджерской модели" контроля не только для стратегического развития, но и для элементарного выживания предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.