Существенными элементами либерального учения стали: концепция свободной торговли, разработанная английским экономистом А. Смитом, концепция государства как ночного сторожа, а также идея государства, носителя минимального зла, руководствующегося принципом наибольшего счастья для наибольшего количества людей. Фундаментальной основой индивидуальных гражданских свобод, как утверждал Джон Локк, выступает право частной собственности, которое подлежит гарантии со стороны государства и его структур в первую очередь.
Именно в рамках либерального мировоззрения были обоснован принцип ограничения государственной власти, ее невмешательства в сферу экономических и гражданских отношений. Разграничение власти государство от сферы влияния общества неизбежно предполагает разделение властей в структуре самого государства на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Составляющей либерального мировоззрения выступали и ряд демократических требований о широком народном представительстве во власти, расширения избирательных прав граждан, о свободе прессы и свободе высказывания мнений, о свободе митингов, демонстраций и собраний, а также праве на создание политических организаций и ведения пропаганды в рамках легальной политической деятельности. Либералы выступали инициаторами проведения спектра широких политических и административных реформ как главного средства реализации своих политических лозунгов.
Таким образом, границей раздела между либерализмом и социализмом была проблема социальной революции и насилия. Либерализм отстаивал правовой механизм регулирования политики и негативно относился к попыткам применения насилия и революционных методов изменения государственной власти. Главными средствами реализации политических целей они считали реформы, политическую агитацию и расширение избирательных прав населения по формированию органов власти. Хотя на ранних этапах развития либеральных движений в Европе требование о введении широкого или всеобщего избирательного права не выступало в качестве актуального лозунга.
К концу 19 столетия доктрина либерализма была дополнена новыми идеями,, обусловленными изменившимися социально-экономическими и политическими реалиями. Их теоретическую основу составили идеи основателя социологии О. Конта, экономиста и социолога Г. Спенсера, представителя философии американского прагматизма Д. Дьюи, известного социолога и политолога М. Вебера и других ученых. Эти идеи позволили усилить социальные и демократические аспекты либеральной доктрины, в качестве ответа на обострившиеся межклассовые конфликты и социальные противоречия, рост общей политической нестабильности в странах Запада.
К новым либеральным ценностям добавилась концепция социальной межклассовой солидарности (Конт), теория органического государства как общегражданской целостности (Спенсер), концепция поведенческого прагматизма, обосновавшего существование границ индивидуальной свободы (Дьюи), концепции плебисцитарной демократии, предполагающей общегражданские механизмы влияния на власть (Вебер).
В 20-м столетии либеральная идеология продолжала эволюционизировать в новый либерализм (неолиберализм). При этом пересмотру подвергся, прежде всего, принцип неограниченной свободы и неограниченного индивидуализма. В неолиберализме ярче проявляются социальные и правовые аспекты. Новое поколение либералов настаивает на усилении регулятивной деятельности государства в сфере гражданских и политических свобод и, прежде всего, государственного регулирования экономики, глашатем которого выступил в 20-е годы английский экономист Дж. Кейнс. Неолиберализм также исходит из необходимости социального партнерства между бизнесменами, собственниками и трудящимися.
Политическая часть учения современных либералов строится на концепции плюралистической демократии, основывающей механизм принятия властных решений на принципах межгруппового консенсуса. По общей оценке ученых, либерализм сегодня интегрировал в свою доктрину многие принципы и идеи своих идейных конкурентов: консерваторов и социалистов. Однако и в начале 21 века он остается влиятельной и принципиальной политической позицией, ставящей политические и человеческие права личности превыше государственных и общесоциальных ценностей и прав. И в этом ! проявляется своеобразный политический гуманизм либеральной идеологии и доктрины .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.