Восстановление идейно-политических, государственных чаяний на украинских землях в 19 столетии было связано с общеевропейскими событиями и процессами, смыслом которых была всеобщая демократизация основ политической жизни. Украинские земли в то время оставались в составе самых реакционных, консервативных, абсолютистских государств Европы: России и Австрии. Политические изменения и реформы в этих странах начали осуществляться только в середине столетия: в Австрии – в ходе революции 1848 года, а в России – в ходе реформ Александра 11 в 60-е – 70-е годы.
Первый проект политически самостоятельной Украины был разработан деятелями Киевского Кирилло – Мефидиевского Братства (1846 г.), главным идеологом его был молодой в то время историк Николай Костомаров. Ему принадлежит концепция демократической федерации славянских народов, в составе которой предполагалось членство и Украинской республики, в качестве суверенной державы с собственным представительным органом власти – сеймом. В республике должно быть реализовано равенство всех сословий и граждан. Характерно, что Костомаров придавал важное значение православным христианским традициям в качестве фактора морального влияния на общественно-политическую жизнь общества.
Во второй половине 19 века на украинских землях разворачивается национально-политическое движение, имевшее свою специфику на Западной Украине и в России. Объективным основанием этого движения служил процесс активного становления украинской нации и развития национального самосознания, выражением которого выступала политическая мысль, политическая наука и идеология. Именно эта обстановка острого идеологического противоборства, бурно развивающихся радикальных движений и партийной агитации наложила своеобразный отпечаток на идейные позиции украинских ученых и политиков.
Смысловым центром молодой украинской политической теории и идеологии выступает проблема национальной государственности, вопрос об исторических корнях и судьбах украинцев в контексте региональных и европейских политических событий и процессов конца 19 века. Поэтому в поисках путей идейного и политического самоопределения украинские теоретики вынуждены были отталкиваться от главных идеологических направлений того времени: либерализма, социализма, народничества и других. Представители украинской политической мысли не были в большинстве своем чистыми теоретиками или учеными-политологами, но занимали достаточно определенные идеологические позиции и в контексте теории, и в плане поддержки политических партий и движений.
Главными представителями украинской политической теории и идеологии конца 19 – начала 20 столетия были: Михаил Драгоманов, Иван Франко, Михаил Грушевский, Владимир Винниченко, Николай Михновский, Дмитрий Донцов, Вячеслав Липинский.
В 80-е – 90-е годы главным идейным вождем украинского национально-политического движения был историк, этнограф, публицист и общественный деятель Михаил Драгоманов. Его социально-политические взгляды сформировались на стыке идей социализма, народничества и либерализма, а политическая позиция во многом выражала не только украинские реалии, но общеевропейские тенденции.
Драгоманов был известным представителем движения громад в Украине и был вынужден эмигрировать из России, вследствие политических преследований. В конце 70-х годов он выпускал в Женеве общественно-политический журнал «Громада», в котором пропагандировал концепцию социализма - федерализма. Его программа предполагала политическое переустройство России в федеративное государство, в состав которого входила бы и Украина в форме такой же федерации самоуправляющих громад-коммун. Эта модель республики была навеяна традициями запорожского казачества.
Сторонником социалистического переустройства общества был и Иван Франко, выдающийся писатель, публицист и общественный деятель. Франко активно пропагандировал идеи марксизма в Галиции, перевел немало произведений Маркса и Энгельса, выступил основателем радикальной политической партии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.