Система политических условий правовой государственности необходимо дополняется комплексом социально-экономических требований: наличие высокоразвитой рыночной экономики, среднего или экономически достаточного класса, включающего социальное большинство; определенного уровня консолидации общества, его моральной зрелости.
К юридическим критериям правового государства относятся:
· Наличие в стране верховенства права и закона;
· Наличие конституционных гарантий прав и свобод граждан;
· Наличие равенства всех перед законом и судом;
· Наличие механизма взаимной ответственности граждан и государства;
· Наличие судебной защиты интересов личности и др.
Таким образом, правовое государство в узком, научном смысле определяется как государство, в котором практически реализована идея права, закона. Политическим следствием утверждения такого состояния является подчинение политического процесса и деятельности субъектов политики всех уровней режиму правовой законности, при котором закон становится основным его регулятором и посредником в решении политических проблем.
Между правовой и социальной составляющими государства существует глубокая и необходимая взаимообусловленность, единство. Процесс их становления осуществляется одновременно. Что является подтверждением сложного системного характера современного общества, в котором существует тесное взаимодействие политических и неполитических факторов развития. В то же время, между правовой и социальной сторонами сущности государства существует ощутимое противоречие, препятствующее гармоничному их сосуществованию.
Утверждение правового начала предполагает акцентированное ограничение полномочий центра власти, ограничение сферы проявления функций государства по регулированию общественными процессами. Вместе с тем, потребности социального плана требует все большего вмешательства государства в сферу распределительных отношений, сопровождающееся необходимым расширением структуры госаппарата. Следствием чего является чрезмерное увеличение зоны влияния государственной администрации и сокращения сферы влияния гражданского общества. Возникает опасность усиления правового давления со стороны государства, противоречащего духу демократии и законности. Именно это противоречие составляет источник конфликта между государством и обществом, являющийся внутренним источником их развития, совершенствования.
Социально-правовое государство – образ и модель политической организации и управления, сложившиеся окончательно уже после второй мировой войны. Этому периоду истории сопутствует процесс утверждения демократии и превращения ее в доминирующий политический режим. Фундаментальные политические изменения стали возможными на фоне качественного преобразования общества, превращения его в самостоятельную социально-политическую силу под именем гражданского общества.
Понятие гражданского общества характеризует систему неполитических (экономических, социальных, духовных и др.) структур, ассоциаций, отношений и взаимосвязей, формирующихся на основе индивидуальной и корпоративной инициативы граждан для реализации их многообразных потребностей и интересов, функционирующих на основе самоуправления и самодостаточности вне прямой зависимости от государства. Комплекс гражданского общества как реальная социальная сила и своеобразный противовес государственно-властным институтам – итог исторической эволюции общества и государства, возникающий на этапе их взаимного размежевания посредством правового ограничения сферы государственного произвола и законодательного закрепления индивидуальных прав граждан, в том числе прав участия в контроле над властью, в процессе избрания представителей власти.
Экономической основой самодостаточности граждан выступает закрепленное законом право частной собственности, выступающее условием реальной социальной защищенности индивида перед лицом государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.