Следовательно, становление политической системы в реальности – результат общей эволюции общества и государства, достигающих необходимой ступени зрелости и стабильности, слагаемыми которых являются определенный качественный уровень развития экономических, социальных и культурно-духовных отношений. В частности, естественной и полноценной социальной основой такой стабильности является преодоление бедности в стране и превращение большей части ее населения в средний, т. е. материально обеспеченный класс.
Развитие политики как самостоятельной системы предполагает не только усложнение ее структуры, появление новых политических элементов и явлений, но также означает качественную ее трансформацию. Сутью этой трансформации является уменьшение доли политического субъективизма, волюнтаризма, и как следствие, снижение доли политических рисков. В практическом плане такие изменения вместе с тем предполагает уменьшение роли индивидов, отдельных политиков в принятии политических решений, в определении направлений политического развития и решении соответствующих проблем.
- И наоборот, незрелость политической системы, или переходный характер общества сопровождаются повышенной социально-политической нестабильностью, нерегулируемостью политики и других социальных сфер жизни, повышенной ролью индивидуального и группового произвола. Общим выражением такого состояния в стране есть существование правового беспредела или беззакония, в условиях которого выживают сильнейшие. Подобного рода ситуация характерна для Украины, где общество и государство все еще не достигли высокого уровня системной стабильности. Именно поэтому системные характеристики и методология не всегда применимы к анализу украинской политики.
Политическая подсистема не является закрытой, она связана с социальной средой, взаимодействует с другими подсистемами. Это взаимодействие осуществляется посредством «входа», через который другие подсистемы влияют на политическую; и «выхода», посредством которого политическая система влияет на окружение. Между влиянием и реакцией (входом и выходом) системы существует тесная, взаимообусловленная связь. Д. Истон под входом в систему понимает действие двух векторов сил разной направленности: первый – в виде так называемых «требований» к центру системы – власти; второй – в виде «поддержки». Смысл требований – заставить власть пойти на уступки гражданам, побудить ее к решению определенных проблем. Поддержка же – эта своеобразная опора власти, группы ее сторонников и защитников.
В ответ на давление-требование со стороны общественных групп, граждан, власть принимает решения, реализует свою политику, направленную на частичное или полное удовлетворение соответствующих требований либо на их нейтрализацию, а также на укрепление своего авторитета, усиление своей поддержки. Эта политика и есть «выход» системы, служащий изменению содержания «входа».
Таким образом, динамика функционирования системы представляет серию непрерывных циклов, в границах которых развивается политический процесс, направленный на поддержание, сохранение политической системы и ее обновление. Внешним выражением динамики являются ситуации периодически возникающих состояний политической напряженности и политической стабилизации в стране, которые все же не приводят систему к разрушению.
Включение категории политической системы общества в язык политической науки не было случайной находкой отдельного теоретика. Оно стало теоретическим отражением факта изменения качественного состояния государственно-политического развития общества на определенной стадии его эволюции. Поэтому область применения этой категории ограничивается историческими рамками современности, государства ХХ века, т. е. социального и правового государства, политическое развитие которого обусловлено наличием комплекса сложных взаимосвязей с системой неполитических отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.