На первой диаграмме изображена схема взаимоотношений между обществом, политической системой и государством в условиях демократии и законодательно очерченных рамок политической системы и государства, выполняющего функции в рамках строго ограниченных полномочий.
На второй показана связь между обществом, политической системой и государством при авторитарном режиме, с характерными для него взаимным отчуждением сфер политической и государственной жизни от сферы действия общесоциальных интересов с их возможным частичным пересечением.
На третьей – условная схема связей общества, политической системы и государства при тоталитаризме, для которого характерна глобальная политизация всех общественных отношений, их огосударствление и поглощение сферы гражданских интересов политикой.
Итак, в качестве основного института политики и ядра политической организации общества, государство может объективно занимать различное место в структуре общественной жизни, решать далеко не одинаковые задачи в разных типах социально-политических систем и, следовательно, менять свои сущностные характеристики в зависимости от контекста своего функционирования. Процесс его становления занимает достаточно длительный исторический период, необходимый для создания его основных элементов, разработки законодательных принципов их функционирования и деятельности, а также отработки механизма взаимодействия структур государственной власти со структурами общества.
Институционально развитое государство предполагает наличие определенного качественного состояния социума: устойчивой системы экономических отношений, стабильной социальной структуры, определенного уровня гражданской и нравственной культуры, которые в своей совокупности составляют основания отношений государственно-политической власти. Именно государственно-политическая власть, государство придают всей общественной организации конкретную социально-историческую форму и содержание.
Социально-исторический характер государства указывает на его обусловленность ходом исторической эволюции народа, нации на ее пути к данному типу и форме государства. В устройстве государства и принципах его функционирования отражаются существенные качественные показатели уровня цивилизованности и культуры социума – народа как его носителя и создателя.
5.2. Форма и сущность государства, механизм его функционирования
Государство как социальное явление, институт определяется через целый ряд специфических признаков и характеристик, отражающих его внешние и внутренние или существенные качества. К этим характеристикам относится: признаки государства, форма, сущность, структура, функции и др.
Формальными признаками государства как организации или особого рода объединения людей выступают:
· наличие публичной, открытой и отделенной от общества власти в виде индивида или группы, представляющих ее;
· наличие массы народа или населения, к которому адресуется власть;
· территория, на которой проживает население и распространяется действие власти;
· наличие систематического налогообложения как материального ресурса власти;
· наличие законов и др.
С учетом указанных признаков государство представляется как организация публичной узаконенной власти, полномочия и юрисдикция которой ограничивается определенными территориальными и социальными границами, отвечающими пространству жизнедеятельности определенного народа.
Форма государства определяется сочетанием трех его характеристик: формы правления, формы устройства и формы политического режима.
Форма правления указывает на основного носителя, представителя государственной власти, в качестве которых может выступать либо отдельное лицо (монарх), либо группа людей. Соответственно, все государства подразделяются на монархические и республиканские. В свою очередь, монархии могут выступать в виде:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.