Механизм представительной демократии означает, прежде всего, существование объективно ограниченной возможности для рядовых граждан или гражданского большинства прямо влиять на государственное управление и принятие управленческих решений. Главной формой такого прямого, народного влияния остаются выборы в представительные органы власти, а также референдумы, в совокупности представляющие лишь одномоментные политические кампании с ограниченным влиянием на политический процесс в стране.
Таким образом, идеал прямого народовластия был и остается чисто идеологическим лозунгом, лишенным реального основания, так как технически и организационно реализовать всеобщее участие граждан в государственно-политическом управлении оказалось, как показала история современной демократии, невозможно, Этот факт и закон были научно обоснованы в теории политической элиты, отметившей рождение самостоятельной политической науки.
Ядром этой теории является положение Г. Моски о существовании в политически организованном обществе двух основных классов: класса управляющего, составляющего меньшинство и класса управляемого, к которому относится гражданское большинство. Высший управляющий или политический класс, В. Парето назвал элитой, что в переводе (с латыни, итальянского, французского языков) на русский означает «избранный». Элита формируется и существует, а также осуществляет управление от имени государства во всех цивилизованных обществах. Однако содержание ее меняется, изменяется механизм ее образования так же, как и способы осуществления власти.
Учение о политической элите близко к марксистскому теоретическому истолкованию политической организации общества и государства как органа или аппарата господства экономически господствующего класса, составляющего фактическое меньшинство по отношению к эксплуатируемым, трудящимся классам. Однако, теория политического элитаризма, существенно отличается в своей трактовке правящего меньшинства.
Во-первых, правящий класс по Марксу включает в себя практически всех членов так называемого эксплуататорского класса и совпадает с категорией богатых людей, в то время как политический класс согласно представлению Г. Моски образует относительно узкую прослойку общества, объединяющую лишь наиболее политически активную часть высшего, экономически влиятельного слоя.
Во-вторых, правящий класс-элита может образовываться не только из состоятельных людей, но представлять и другие влиятельные слои общества: военных, священнослужителей, интеллектуалов и др.
В третьих, согласно теории элитаристов, членов элиты отличает не только и не столько объективный социальный статус или принадлежность к влиятельному слою согласно праву происхождения, но и наличие особых индивидуально-психологических качеств, являющихся следствием особых способностей, опыта, образования и личной предприимчивости. Причем, по мере модернизации общества, значение таких личностно-психологических качеств будет возрастать.
Общим для сторонников обеих теорий как раз есть фиксация главного объективного факта политической жизни современного общества и государства, который заключается в реально существующем их расколе на политически активное, управляющее меньшинство и относительно пассивное управляемое большинство. Именно этот политический раскол по сути и составляет главный мотор, движущую силу политического процесса и в отдельных странах, и на общемировом уровне.
Как любая объективная закономерность, закон политического элитаризма имеет сквозной механизм действия, проявляется на всех уровнях политической организации и политического развития общества. При этом, вся повседневная публичная политика в лице политических лидеров и партий служит максимальному сокрытию этого факта и закона перед лицом гражданского большинства, народа. В свою очередь, механизм действия закона политического элитаризма проявляется специфически в зависимости от характера политического процесса в каждой отдельной стране.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.