Именно кризисные ситуации, подобные переживаемой Украиной, выразительно демонстрируют фактор политической роли и политического влияния личности, политика и лидера, которые выражают гражданскую и политическую зрелость всего народа. В период социально-политических трансформаций резко возрастает значение исторической и политической случайности, воплощением которой и выступает творческая способность и авторитет политического лидера.
Литература:
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия/ Избр. произв.- М., Прогресс, 1990.
2. Коваленко А. О. Політичний аналіз і прогнозування. – К.: Наук. світ, 2002.
.3. Основи політичної науки: Курс лекцій за ред. Б. Кухти. Ч. 2: Політичні процеси, системи та інститути. – Львів: Кальварія, 1997.
10. Злобина Е. Личностная составляющая общественных изменений. //Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 3.
11. Идиатуллина К.С. Политический лидер и гражданское общество: проблемы и противоречия регионального развития. //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3.
12. Платковский В.В. Харизма политического лидерства. //Социс. 2002. № 3.
13. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства. //Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6.
14. Траверсе О. Соціальна відповідальність як змістовна складова політичного лідерства і політичного керівництва. //Людина і політика. 2004. № 5.
10. Нация, национальная политика, национализм
План:
10.1. Нации и национальный вопрос в политике
10.2. Формы политического национализма
10.3. Национальная политика
10.1. Нации и национальный вопрос в политике
Современная политика имеет достаточно четкие организационные, системные и объективные формы, и в то же время не перестает быть сферой субъективированных, часто скрытых или неопределенных намерений и действий. К этим субъективированным характеристикам политики относится и ее национальный аспект.
Сегодня основным носителем и корпоративно-гражданских и глобальных политических установок выступает национальное государство или государство-нация. Понятия государственные интересы и национальные интересы совпадают по своему содержанию, если речь идет об общих ценностях людей, проживающих в границах одного государства. Но при этом в государстве могут проживать представители не одной, но нескольких наций и тогда выражение «национальный интерес» в применении к такому государству приобретает двусмысленную окраску. Если же принять во внимание тот факт, что количество государств в мире значительно меньше, чем количество наций, то мы обнаружим очень серьезную разницу между государственной и национальной сторонами политической действительности.
Абсолютное большинство современных государств являются полиэтничными (многонациональными), объединяющими в своих границах несколько этносов или этнических общностей. Объективные положение, а соответственно, и интересы этих этносов достаточно различаются, даже противоречат друг другу. Вследствие этого граждане различных национальных общностей одного государства обладают разным положением и разными возможностями. Так во многих странах выделяется так называемая титульная нация, составляющая наибольшую по численности национальную общность и занимающая лидирующее положение по отношению к малым народам и народностям. Примером такой титульной нации являются русские в России, представляющие государствообразующий народ, численно превосходящий все другие народности и этносы Российской Федерации.
Таким образом, объективное положение наций, этносов (малых наций) и их представителей нередко характеризуется очевидным неравенством, имеющим не только политическое выражение, но и также экономическое, социальное, культурное. Следствие этого – неравенство в реализации разнообразных потребностей граждан различных национальностей, проживающих не только в разных государствах, но и в пределах одного государства. Все эти обстоятельства и являются источником межнациональных противоречий и проблем, возникающих на стыке взаимодействия наций и их представителей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.