Политический процесс современного типа, сложившийся в условиях западной демократии на рубеже ХХ столетия, осуществляется под управлением демократических элит. Их особенностью является открытость, внутренняя подвижность, доступность для активных и способных представителей различных слоев и категорий граждан. Соответственно, создаются условия для усиления контроля над деятельностью политической элиты, политиков и администраторов со стороны структур, групп гражданского общества, прежде всего, через систему периодических выборов в центральные и местные органы власти.
Именно обновляемость, подконтрольность и представительность интересов всех групп общества высшим управленческим слоем составляют основание и критерии его политической зрелости и эффективности. Обновляемость, пополнение элиты новыми представителями, является условием ее гибкости, способности реагировать на изменения в политике и других сферах жизни общества, препятствовать его застою. Подконтрольность правящих означает наличие влияния на государственное управление и его представителей со стороны граждан и общественных структур. Представительность элиты связана с наличием в ее рядах людей политиков, выражающих интересы максимально широкого круга социальных групп.
Важнейшей характеристикой политической элиты является ее компетентность или способность осуществлять эффективное управление государством и обществом, координировать и консолидировать их усилия для решения важнейших социально-политических проблем. Профессионализм, компетентность политического управления является острейшей идеологической и политической мишенью в борьбе политических партий и групп влияния, спекулятивность этого вопроса особенно ярко проявляется в молодом украинском государстве.
Эффективность управленческих решений, как и компетентность в целом политической элиты страны, являются результирующей величиной от действия многих общесоциальных и политических факторов, влияющих на развитие страны. Но в реальной политике проблема политической компетентности чаще всего сводится к вопросу о поиске наиболее зрелой политической партии так называемых профессионалов, правительство и правление которых способны обеспечить максимально эффективное управление.
На самом деле, проблема рационального, компетентного и успешного правления решается, во-первых, как проблема историческая, то есть, в меру общей социально-экономической и политической стабилизации общества и выработки устойчивой модели его развития; во-вторых, как результат формирования механизма здоровой политической конкуренции политических партий, исключающего единоличное доминирование одной из них и стимулирующего проведение конструктивной политики правящей группировой в отношении широких слоев общества. Таким образом, наиболее показательным критерием профессионализма правящей элиты выступает ее социально-экономическая политика, обеспечивающая постоянный рост благосостояния большинства граждан.
Государственно - политическая элита неоднородна по своей структуре. Исследователи выделяют в ней несколько элементов-составляющих:
· политический (политические деятели, лидеры влиятельных политических партий и групп, государственные чиновники высшего уровня);
· экономический (крупные бизнесмены, финансисты, менеджеры высшего звена хозяйственного управления);
· интеллектуальный (эксперты, политтехнологи, идеологи и советники высшего политического эшелона);
· военный (высший генералитет и руководители военно-промышленного комплекса).
Элита также делится по горизонтали на три основных слоя: высший, средний и низший. Высший, наиболее авторитетный – самый малочисленный, ограничивается несколькими десятками наиболее известных и влиятельных политиков, возглавляющих институты государственной власти и крупные партии. В средний, включающий несколько сотен или даже тысяч человек, входят влиятельные политические активисты главных партий, крупные государственные чиновники и главы корпораций, лидеры крупных региональных органов власти и администраций. Третий, низший, наиболее многочисленный, насчитывающий несколько тысяч человек, слой элиты включает слой государственных служащих (руководители отделов и департаментов министерств, представителей исполнительной и законодательной властей), депутатов парламента, известных экспертов и т. д. По оценкам некоторых экспертов объем элиты – примерно 5% от всей численности населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.