Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 74

Индивид как участник политики, политическая личность может выступать в трех основных качествах:

·  Как рядовой избиратель-гражданин, наблюдатель либо участник /постоянный или эпизодический/ политических акций, движений и даже член политической партии.

·  Как политический чиновник, служащий, аппаратчик, находящийся на государственной службе, приносящей ему доход - источник его материального положения и семейного благополучия.

·  Как политик по призванию, связавший свою судьбу с политической сферой общества, общественно-политической деятельностью в роли политического активиста, лидера, партийного деятеля.

В качестве  гражданина и избирателя индивид проявляет себя в политике двояко: либо присоединяя свой голос, свою волю к коллективной воле группы или массы сторонников какой-либо политической силы, партии, либо воздерживаясь от участия в массовой акции и оставаясь наблюдателем. И в том, и в другом случае влияние индивида проявляется статистически через бесконечно малую и едва заметную или совсем незаметную  величину. Он, в данном случае, выступает как элемент общей воли, как статист, формально одобряющий или не одобряющий политику, силу, в отношении которой он высказывается, подавая или не подавая голос. Причем, вовсе не имеет значения, проголосовал, или не проголосовал гражданин, так как присутствие или отсутствие его голоса в «равной» степени значимо для соревнующихся партий.

Отличие лишь в том, что, голосуя, индивид может представлять и видеть ту силу, которую он поддерживает, хотя и не всегда (например, проголосовав в пользу маленькой партии, он, не осознавая, одновременно послужил более крупной, имеющей реальное политическое место в структуре власти). А когда индивид воздерживается от голосования, ему еще сложнее представить и увидеть, в чьих интересах его воздержание при голосовании. Но при всех обстоятельствах: формальном участии или неучастии, индивид как гражданин и носитель голоса остается реальным участником политики, хотя и, как правило, в роли статиста.

Таким образом, влияние индивида в качестве рядового гражданина независимо от степени его реальной заинтересованности и отношения к политике и партиям, во-первых, бесконечно мало. Во-вторых, это влияние носит случайный, практически непрогнозируемый и неопределяемый характер. Только эксперту-политологу может быть доступно знание механизма индивидуального и группового влияния. В-третьих, это участие и степень его реального политического значения носит для граждан, как правило, неосознанный характер, даже вопреки зримо осуществляемому выбору в пользу определенной политической силы. Следовательно, обычный гражданин не знает и не может знать на самом деле как будет использован его голос, его индивидуальное политическое право. Сие для него есть тайна великая! Гражданин, как и его индивидуальное политическое право  обладателя голоса  выступают объектом прямого манипулирования со стороны политиков-профессионалов.

Политический чиновник, государственный служащий также может выступать в роли рядового гражданина со всеми вышеуказанными характеристиками такого участия. Но его политическая роль, прежде всего, определяется  принадлежностью к государственно-политическому аппарату, к корпорации государственной бюрократии.

Отношение чиновника к государству и политике определяется тем, что служение государству и власти составляет круг его профессиональных обязанностей, основу его личного и семейного  благополучия. Критерием профессиональной состоятельности госслужащего служит его служебный, карьерный рост. Поэтому чиновник прямо заинтересован в стабильности государства и политики, при этом легко приспосабливаясь к любым политическим хозяевам, т. е. партии власти.

Вследствие вышеуказанного,  чиновник, с одной стороны, политически – безликая или нейтральная  фигура, имеющая значение в качестве корпорации бюрократов, выступающей основанием и проводником государственного влияния. Политический нейтралитет госслужащего в некоторых странах подтверждается законом, запрещающим членство в политических партиях.