К сожалению, традиции либерализма в Украине не имеют основательных корней. В политических лозунгах и программах современных украинских политических партий либеральные принципы представлены достаточно широко. Однако, отсутствие политического опыта реализации либеральных норм и слабость его социально-экономической базы не дают возможности на данном этапе становления государственности рассчитывать на популярность этой идеологии, и тем более, на воплощение в политическую практику принципов либерализма. Без этого полноценная демократия в республике будет невозможна.
12.2. Консерватизм и неоконсерватизм
Доктрина и идеология политического консерватизма изначально сформировалась как своеобразная идейно-политическая реакция на растущую популярность либеральных и революционных лозунгов эпохи Просвещения, стала ответом на события Великой Французской революции 1789 года, потрясшие всю монархическую Европу. Падение французского короля возвестило не только о поражении одной из старейших монархий, но обозначило наступление эпохи всеобщей политической модернизации, наступившей на смену эпохе тысячелетних традиций абсолютизма.
Поэтому консерватизм также называют политическим традиционализмом, доктриной защищающей многолетние социальные и политические устои и традиции. Содержанием консерватизма (от латинского слова conservar - сохранять, охранять) как системы взглядов, концепции является отстаивание традиционных, исторически сложившихся и проверенных норм и форм политической и общественной жизни, составляющих основу государства, общества, нации, семьи. В этот перечень социальных ценностей также включаются религия и церковь, закон и правопорядок, нравственность и социальный статус всех слоев общества- все, что освящено авторитетом времени, религией и обычаями предков.
Основные идеи и принципы консерватизма были сформированы на рубеже 18-19 столетий. Его основоположниками являются Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд и другие мыслители. Как и в других политических доктринах, в консерватизме просматриваются две содержательные позиции. Первая связана с критической оценкой, развенчанием положений и идей своих идейных конкурентов: либералов и сторонников других прогрессистских взглядов. Другая, позитивная, содержит обоснование и изложение собственной антипрогрессистской доктрины или доктрины политического консерватизма.
Главным объектом консервативной критики выступает идея и практика социальной революции как способа изменения власти, государственного управления и социальных порядков. Не без основания они определяют революцию как взрыв взбунтовавшейся толпы, черни, как чудовищную анархию и авантюру, как разгул насилия и беззакония, пробуждение самых низменных инстинктов, свойств и качеств человеческой натуры. Результатом чего являются неоправданные жертвы и разрушения, приводящие страну и общество в запустение, вопреки всем ярким лозунгам и ожиданиям. И это естественный результат ярости и ослепления человеческого разума. Революция – гимн неразумию, разгул стихии, трагедия культуры и моральности. Эти антиреволюционные обвинения были обнародованы в 1790 году, в знаменитом эссе Э. Берка «Размышления о Французской революции», ставшим настоящим манифестом нового идеологического направления.
Другим объектом критики традиционалистов выступают политические идеи и лозунги европейских либералов-демократов и революционеров, их программные цели. Эти лозунги - самые настоящие фикции, оторванные от реальности и составляющие плод абстрактных рассуждений. Так как ни свободы, ни равенства, ни справедливости, ради которых граждане бросаются на баррикады и выступают против освященных предками и церковью порядков, реально не существует. Критике консерваторов подвергается индивидуализм и рационализм как выражение самонадеянности человека, попытки утвердить в жизни принцип личного эгоизма и своеволия, основанный на убеждении в неограниченности человеческих возможностей и всесилия человеческого разума.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.