Платон говорит о трех естественных формах правления: царской власти, аристократии (власти немногих, но лучших) и демократии или правления свободных граждан. Эти формы могут перерождаться в неправильные: тиранию, олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных) и другие. Сам философ предпочитает видеть при власти лучших или аристократию, которая для него представляется правлением мудрецов, ибо только мудрецы могут установить правление законов. Хотя самому мудрецу знание закона не обязательно, ибо мудрость делает человека совершенным.
В своем трактате «Политик» Платон анализирует природу политической деятельности как искусства управления государством, требующее особых человеческих способностей отличных от всех других способностей и форм деятельности. Главными качествами для политика являются наличие жизненного опыта и мудрости, обладателями каковых могут быть в основном философы. Именно их правление в государстве соответствует образ идеального государства Платона.
Будучи, как и Платон, сторонником идеи разумного устройства и правления государством, Аристотель углубил теорию государственного правления. В основе его классификации форм государства лежат два критерия: количественный (по числу правителей) и качественный (с точки зрения правильности и неправильности). К правильным формам правления Аристотель относит монархию, аристократию и политию (правление большинства свободнорожденных), при которых правители служат общему благу. К неправильным он приравнивает тиранию, олигархию и демократию. Сам мыслитель лучшей считает политию, как сочетание всех других правильных форм, воплощение «золотой середины».
Основой, создающей крепкое государство, по Аристотелю служит отсутствие крайностей между доминированием богатства или бедности. Причиной нестабильности по Аристотелю, сопровождающейся частой сменой форм правления является акцентированное преобладание какого либо принципа в организации, отклонения общества и государства от справедливости. Лучшее государство – такое где, доминирует средний слой обеспеченных граждан. Идея среднего класса как носителя стабильной власти, сегодня как никогда находит свое воплощение в практике развитых демократических стран.
Своеобразным теоретическим и практическим завершением политического опыта античности служит Римское государство. В Риме политико-правовая культура достигла высокого уровня развития, воплотившись в республиканской власти и системе римского права. Именно в республиканском правлении сочетались элементы Аристотелевского совершенного государства, сочетавшего власть аристократическую в лице Сената, представительную в лице консулов и военную в лице талантливых полководцев.
Теоретическим выражением этого опыта были политические взгляды римского оратора и мыслителя Цицерона. Его заслугой является развитие представлений о правовых основах государства, которое с его точки зрения есть «республика» или дело народа. Государство у Цицерона - «сообщество людей, связанных общими интересами и согласием в вопросах права». В вопросе о форме правления государства, позиции римского мыслителя близки Аристотелю и следовали идее разумного сочетания принципов монархии, аристократии и демократии, что в целом отвечало модели Римского государства периода его расцвета (1 в. до н. э.).
Таким образом, в рамках античной философии сформировались теоретические основания общеевропейской политической науки и политической практики. Греческие мыслители не только ввели в науку основные понятия (политика, демократия, форма правления, аристократия, олигархия, охлократия и др.), но и наметили основные проблемные вопросы политики, власти и функционирования политической организации общества, составившие основания различных направлений европейской и мировой идеологии вплоть до наших дней.
На смену античной цивилизации, политической вершиной которой стала Римская империя, пришла тысячелетняя эпоха европейского Средневековья (5-16 вв.н. э.).Социально-экономическим основанием его служили феодализм, крепостничество и экономическое соперничество городской и сельской общины. Политическую организацию Средневековья представляла феодальная, абсолютная монархия, при этом идейно-политическим центром общества и государства служила христианская церковь, авторитет которой представлялся политическим влиянием Папы римского.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.