Сложность любой формы национализма основана на его действительной двойственности: с одной стороны, национализм - защитная реакция этносов и политических групп на реально существующее неравенство в политическом и социальном неравенстве граждан, а с другой стороны, национализм как удобный идеологический инструмент, имеет мощный спекулятивный потенциал для решения узко политических задач политическими группами.
10.3. Национальная политика
Понятие «национальная политика» характеризует одно из направлений политики, содержанием которой служит гармонизация межнациональных интересов в государстве. Главным носителем и субъектом национальной политики выступает само государство в лице основных институтов власти. Вместе с тем, носителями национальной политики могут выступать и политические силы или крупные политические партии.
Формирование национальной политики в качестве самостоятельного направления деятельности институтов и представителей государства стало результатом складывания государства – нации в эпоху утверждения республиканизма и демократии с элементами представительной, т. е. избираемой власти. Именно в условиях рождающейся на протяжении 18-20 – х столетий демократии необходимо возникает и остро встает проблема социального равенства, в том числе равенства в положении представителей разных народностей и национальных групп. Проблема эта имела и внешнеполитическое выражение как проблема национально-политического доминирования в международных отношениях, так и в аспекте внутриполитического равенства прав граждан одной страны, различающихся языковыми и другими национально-культурными характеристиками.
Примером таких различий в политико-правовом статусе было положение украинцев в составе Австрийской империи в 19-м – начале 20 столетия в сравнении с положением тех же австрийцев, венгров, чехов или поляков так же составлявших подданных многонациональной империи. Политика австрийского имперского руководства того времени в отношении украинцев является яркой иллюстрацией государственного национализма, используемого как средства сохранения многонационального государства в условиях невозможности открытого доминирования титульной нации.
При реализации национальной политики правящая элита решает несколько задач: добивается целостности и единства коренной нации; обеспечивает политическое единство представителей всех народностей и этносов, входящих в государство; устраняет межнациональные противоречия и неравенство; обеспечивает экономическое, социальное, культурное и политико-правовое равенство граждан в стране независимо от их национальной принадлежности; а также стремится достигнуть национально-политической гармонии с государствами-соседями.
Эти конструктивные цели и задачи национальной политики не исключают использование национальных лозунгов и символов в качестве средства ослабления своих политических конкурентов. Межнациональные отношения создают весьма благоприятную почву для политических провокаций и манипулирования сознанием граждан для достижения узко партийных или корпоративных вопросов.
Проблема разработки концептуальных основ национальной политики в независимой Украине является весьма актуальной и в то же время достаточно непростой. Ее сложность обусловлена переходным характером политического процесса в Украине, имеющего двойственное содержание: утверждение основ национальной государственности и одновременно – переход к демократическим принципам организации государственно-политической жизни. При этом создание суверенного государства в многонациональной стране требует разрешения противоречия между интересами коренной, преобладающей украинской нацией и интересами так называемых национальных меньшинств, прежде всего, русским.
К моменту провозглашения независимости процесс формирования украинской нации не был завершен. Поэтому построение суверенного государства на его начальном этапе неизбежно порождает элементы государственно-политического национализма со стороны титульной нации, что проявляется в необходимости обеспечения соответствующего государственному, статуса украинского языка. К началу 90-х годов ХХ века по данным научных исследований, украинским языком свободно владело меньше половины украинских граждан, в том числе, этничных украинцев. Таким образом, государственным языком не владеет значительная часть населения республики, что создает этим людям определенный дискомфорт в жизни, лишая их возможности разговаривать на равных с представителями государственных учреждений и институтов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.