На формирование системы оказывает влияние целый ряд социально-политических факторов, условий, характеризуемых целостным понятием политической культуры как выражения комплекса национальных политических традиций. Кроме того, на характер партийной системы оказывают влияние политические условия, ситуация с характерной логикой внутриполитических событий в период ее активного становления.
Как показывает история демократии, ее качество напрямую не связано с количеством конкурирующих партий и типом системы, за исключением – однопартийной, которая естественно присуща авторитарному или тоталитарному государствам. Что касается преимуществ и недостатков многопартийных и двухпартийных систем, то эта проблема по оценке политологов не является однозначной. С одной стороны, партийное многообразие, по сути, более отвечает требованиям демократии, так как выступает предпосылкой более полной реализации всего спектра политических интересов разных слоев и групп общества. С другой стороны, большое количество конкурирующих партий не дает автоматически всем им возможность в равной степени контролировать власть и оказывать влияние на принятие властных решений. При любом количестве партий в стране неизбежно появляются более влиятельные партии или блоки партий, которые и занимают доминирующее положение в качестве носителей политической власти.
В то же время, количество реально конкурирующих участников борьбы за контроль над властью составляет формальную сторону демократии. Существенна для нее лишь реальная возможность влиять на смену правящей партии как главный инструмент контроля общества над государственной властью, единственное средство против ее узурпации отдельной группой. Неважно сколько групп и партий участвуют в борьбе за власть, но очень важно, чтобы существовала возможность неизбежной смены правящей группировки путем легальной междугрупповой конкуренции при обязательном гражданском посредничестве через систему общенациональных выборов.
Многие политологи считают более рациональной и оптимальной для демократии двухпартийную систему, позволяющую осуществлять обновление государственно-политического управления и в то же время осуществлять более простой и осознанный выбор гражданам. Именно обеспечение смены правящих группировок через механизм общенациональных выборов позволяет реализовать право гражданам на влияние и контроль над деятельностью правящих партий-групп. А это и является принципиально важным для реализации демократического народовластия чем число конкурирующих партий или группировок.
Вне зависимости от места в системе власти и в соответствии с возможностями политического процесса, партии выполняют целый ряд важных функций по обеспечению эффективного политического процесса. К наиболее существенным из них относятся:
· Осуществление политического представительства интересов общественного слоя, класса или группировки;
· Разработка политических программ и идеологических доктрин, их популяризация, пропаганда;
· Организация и проведение выборов в органы государственной власти;
· Мобилизация граждан и организация их участия в политических акциях;
· Подготовка, воспитание кадров политических деятелей, лидеров и др.
Безусловно, функции правящей или правительственной партии, представляющей интересы всех граждан на международной арене, осуществляющей управление страной, отличаются от функций оппозиционных или внепарламентских партий. Смысл деятельности последних в большей степени – критика политики правящей партии и контроль (политический и гражданский) за ее деятельностью. Содержание деятельности и функции политических партий в демократическом государстве и в авторитарном, где правящая партия жестко подавляет своих конкурентов либо вообще препятствует их появлению, также существенно отличаются. При авторитаризме правящая партия практически сращивается с аппаратом государства, узурпируя все государственные функции, сосредотачиваясь на функции подавления всех потенциальных оппонентов, любой гражданской оппозиции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.