В период Нового
Времени (17-18 вв.), в социально-философской науке доминирует договорная теория
государства как добровольного общественного политического союза, сутью которого
есть передача властных полномочий от гражданского общества – правителю либо
группе уполномоченных. Тем самым в идеологии и политике утверждалась идея
демократических оснований государства и народа как главного ее носителя и
источника, при этом предполагалось, что функцией правителей должно выступать -
служение интересам общества.
Просвещенческий
образ рационального или разумного государства, в основе которого лежит
общенародный интерес и подкрепленный законом союз равноправных граждан с
властью продолжает и сегодня доминировать в политической идеологии и массовом
сознании. Он выступает средоточием политических мифов и иллюзий и всемерно
поддерживается, популяризуется основными агентами современной политики.
Вместе с тем, в
политической мысли и науке с середины 19-го столетия вырабатывается
принципиально иная концептуальная позиция в отношении понимания государства,
которое рассматривается в более узком контексте как аппарат, механизм
господства и управления, имеющий социально-классовую природу. Являясь
организацией экономически господствующего класса, составляющего явное
меньшинство, государство, по мнению К. Маркса, служит классовым интересам
этого меньшинства, одновременно выступая инструментом подавления воли
большинства народа, трудящихся.
Идея
государства как инструмента или организации, имеющей элитарную природу и
служащей интересам господствующей политической группы, составляет
принципиальное основание его политологической теории. В отличие от марксистской
концепции государственная власть здесь рассматривается как инструмент
политического доминирования групп, конкурирующих в борьбе за институты власти.
При этом группы контролирующие власть, могут меняться, что препятствует ее
узурпации определенным социальным классом. Хотя элитарный характер самого
государства при этом не меняется.
Таким образом,
политология рассматривает государство как институт или организацию власти,
находящуюся под контролем доминирующей политической группы, которая опирается
на право, закон в качестве средства легализации своей власти и инструмента
согласования групповых интересов с интересами гражданского общества. Отношения
государства с обществом носят противоречивый характер, обусловленный их тесным
единством и противоборством через сложный механизм политической системы
общества.
Историческая
эволюция общества и государства в их единстве и качественном своеобразии породили
три основных принципиально различных модели взаимодействия, о которых было
упомянуто выше: демократическую, авторитарную, и тоталитарную. Схематично их
можно представить в виде следующих диаграмм: