В кривом зеркале политики реальные интересы реализуются только в измененной форме, а складывающаяся ситуация в общем и целом устраивает только правящую группу или партию. Поэтому в ее сверхзадачу входит убедить своих оппонентов и общество, что существующее положение отвечает общим стремлениям и таким путем узаконить или легитимировать свое положение доминирующей силы.
В системе социально-групповых интересов главное место занимают экономические, носителями которых являются крупные предприниматели, корпорации, финансовая элита страны. Политика была и остается в первую очередь агентом крупных денег, капиталов, выразителем интересов состоятельных людей, элитных слоев общества. Эта закономерность свойственна и демократии. В силу нее демократический режим имеет устойчивую тенденцию к олигархизации, к первоочередному обслуживанию потребностей состоятельного меньшинства. Чем слабее гражданское общество и примитивней государство, тем более открыто влиятельные партии и государственная власть защищают интересы представителей богатого слоя в противовес малоимущему большинству как реальному оппоненту открытой политической олигархии.
И только в условиях высокоразвитой демократии, и социально-благополучного общества, в котором относительное большинство граждан составляют средний (социально защищенный) класс политика в целом престает быть орудием прямого доминирования класса состоятельных людей. Это происходит потому, что социально-экономическое положение основной массы граждан перестает зависеть от непосредственной политической конъюнктуры, от повседневных государственно-политических решений. С другой стороны, в таких условиях и политика перестает выступать прямым и беззастенчивым агентом денег, сфера ее влияния на экономику уменьшается, что приводит также к освобождению от прямого влияния политики, идеологии системы культурных и духовных отношений общества.
Из всего предыдущего следует, что сфера государственно-политической деятельности – это совокупность неких четко очерченных социальных приоритетов. Формально, политика – способ организации всего общества, условие обеспечения целостности нации или сообщества наций, условие сохранения этой целостности. Содержание же политики характеризуется частностью, односторонностью, социальной неэффективностью или ее ограниченностью как средства разрешения социальных, гуманитарных проблем и задач. Эта ограниченность проявляется и в том, что в политике реализуются в первую очередь экономические и политические интересы доминирующих социальных групп, и в том, что политика ограничивается только определенным кругом социально-политических проблем и не способна реализовать общекультурные интересы и потребности всего социума и его членов.
Это значит, что политике и государству как основному ее инструменту не по силам решение многих общекультурных, человеческих задач. Культура и политика не тождественны. Наоборот, «политическое» часто противостоит культурному, разрушает культуру и духовность. Политика не способна обеспечить гармоничное и вместе с тем органичное развитие общества. В ней не стоит искать панацею (универсальное средство) от социальных и человеческих болезней, недостатков.
С учетом специфической социально-исторической ограниченности политики необходимо рассматривать и ее основные социальные функции, каковыми являются:
· Публичное представительство интересов социальных групп, социальных слоев, общностей;
· Интеграция и дезинтеграция общества и его составляющих;
· Регулирование внутрисоциальных и интерсоциальных отношений;
· Экзистенциально-защитная (обеспечение самосохранения общества);
· Организационно-мобилизующая (по обеспечению целостности общества и обеспечение решения социальных проблем);
· Стратегическая, связанная с разработкой направления социально-политического развития, перспективной эволюции общества и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.