Элита иногда подразделяется на политическую и правящую, непосредственно контролирующую рычаги власти или ключевые институты государства. Поэтому часть элиты, отделяющейся от правящей также называют контрэлитой, занимающей по отношению к правящей позицию политического конкурента в борьбе за государственные посты. Что дает основания многим политологам говорить о возможности существования в стране нескольких политических элит или о плюрализме элит.
В современном динамичном обществе не прекращается процесс формирования новых влиятельных групп. Еще В. Парето в свое время отмечал, что в развитии элит просматриваются две тенденции: первая состоит в том, что старая, сложившаяся элита стремится де-юре и де-факто (юридически и фактически) закрепить свою власть, продлить ее. Вследствие этого происходит консервация и омертвление элиты, теряется ее гибкость, она становится замкнутой (закрытой) и потому начинает терять свои управленческие способности, превращаясь в тормозящую политическую силу. У такой элиты возрастает стремление к авторитаризму как попытке заменить силовыми методами демократические способы влияния на общество и политических конкурентов.
Вторая тенденция характерна наличием и стремлением новых политических сил-группировок к власти и ее обновлению. Если эти группировки достигают власти – наступает обновление элиты и самой власти, придающее динамику управлению и развитию общества, его демократизации.
Политические элиты как неотъемлемый механизм государственного управления реализуют ряд важных государственно-политических функций:
1. Осуществляют выработку стратегии социально-политического развития общества;
2. Осуществляют управление государством и обществом;
3. Являются источником и резервом кадров высших государственных руководителей;
4. Осуществляют политическое представительство общества и государства в международных отношениях;
5. Осуществляют политическое посредничество в борьбе партий и политических группировок и др.
Существует две основные разновидности рекрутирования в элиту или их пополнения: систему антрепренерскую и так называемых гильдий. Антрепренерская система основана на личностных способностях кандидатов, отбираемых из общественных групп. Она характеризуется открытостью конкурентной борьбы между кандидатами, посредниками в которой выступают граждане-избиратели при безусловно очевидной демократии. К недостаткам этой системы относится возможность прихода в политику случайных лиц авантюристов с сомнительными моральными и деловыми качествами. В этом случае усиливается неоднородность и нестабильность элиты, растет уровень конфликтности политического процесса.
Система гильдий характеризуется закрытостью для общества и консервативностью. Она предполагает медленное продвижение в политику при условии отбора кандидатов узким кругом лиц с учетом профессиональных и личностных их качеств, а также лояльности к правящим кругам. Такая консервативная система способствует превращению элиты в замкнутую касту, неуклонно деградирующую. Ее позитивом является предсказуемость и относительная устойчивость в определенных временных рамках. Элементы системы гильдий свойственны и для развитых демократий с устоявшимися партийными системами.
Разновидностью системы гильдий была так называемая номенклатура периода существования СССР. Она имела жестко иерархическую структуру с медленным продвижением кадров по ступеням служебной лестницы. При этом практически отсутствовали внутренние конфликты и осуществлялась строгая преемственность власти. Главным же принципом отбора был не профессионализм, а преданность системе в целом и начальству в частности, что, в конечном счете, и превратило советскую элиту в закрытую касту и обусловило ее социально-политическую деградацию с последующим крахом государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.