Знакомство с историей демократии, практикой ее функционирования в современных развитых странах подтверждает ее несоответствие идее реального народовластия. Само понятие демократии является источником и теоретических, и идеологических мистификаций, иллюзий, связанных с представлением об идеале совершенного политического строя, способного обеспечить социальную справедливость, свободу, законность для каждого гражданина. Миф о реальном народовластии представляет собой ядро всей современной политической мифологии или идеологии, является идейным основанием главных политических спекуляций, смысл которых – сокрытие факта доминирования в политике групповых интересов над интересами общегражданскими.
Наиболее яркой иллюстрацией спекулятивных возможностей демократии выступает политическая практика современной Украины, находящейся на начальном этапе развития демократических институтов. Принципиальными отличиями политического опыта становления демократии в Украине от классического опыта западноевропейских стран является: во-первых, совпадение процессов конструирования национальной государственности с утверждением государственности демократического типа; во-вторых, исторически ограниченные сроки построения контуров государственности,, делающие решение этой задачи менее естественно-историческим и, соответственно более субъективированным, зависимым от конструктивности позиций основных субъектов политического процесса; в-третьих, сочетание задач развития демократии, формирования механизма государственности с решением общесоциальных задач по утверждению фундамента рыночной экономики и становлению структур гражданского общества; в-четвертых, акцент на правовые аспекты обеспечения демократии как приоритетные в условиях абсолютной неразвитости социально-экономических и политических предпосылок для функционирования ее механизмов.
Как следствие, в политической практике складываются условия для необоснованных иллюзий в отношении реального состояния демократии, для преувеличения субъективно-политического значения позиций политических групп, лидеров, партий в качестве единственных и полноценных носителей принципов демократии. С учетом необходимых социально-экономических оснований демократии (наличия гражданского общества, высокоразвитой рыночной экономики, наличие влиятельного среднего класса, отделения экономики от политики и т. д.), утверждение цивилизованной политики предполагает решение двух противоречащих друг другу проблем: обеспечение размежевания, разделения политических сил и организацию их соревнования через правовой механизм общенациональных выборов, с одной стороны; и овладение механизмом достижения политического компромисса, консенсуса для нахождения общих решений, с другой стороны.
Ни одна из партий или политических сил, вне зависимости от ее программы (кроме заведомо экстремистских организаций тоталитарного типа), не может выступать с претензией на монополию представительства от лица демократии, как это имеет место в реальной украинской политике. Только все вместе политические силы могут создавать и обеспечивать формальную демократию как процесс конкуренции политических сил и партий в рамках закона. Тем более, что идея демократии отнюдь не противоречит реальному доминированию определенных политических группировок.
Таким образом, в современных условиях проблема политической, государственной власти совпадает с проблемой функционирования демократии, представляющей собой сложную динамичную систему, непрерывный процесс взаимодействия политических субъектов в ходе совместной реализации государственно-правовых и политических полномочий и возможностей.
Литература:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.