· Судебные органы (Конституционный, Верховный, Апелляционные, общей юрисдикции суд и др.);
· Прокуратуру;
· Армию;
· Специальные государственные охранные ведомства и службы (Разведки, Безопасности, Пограничные войска и т. д.);
· Органы государственного контроля (Налоговая администрация, Санитарная инспекция, Экологического контроля, КРУ и пр.);
· Церковь (в некоторых странах) и др.
Главными институтами государственной власти являются законодательная, исполнительная и судебная, составляющие ядро механизма управления, функционирующие на принципах разделения полномочий и взаимного контроля и представляющие необходимое организационное ядро демократического режима власти.
Структура государства в разных странах имеет свою специфику, обусловленную целым рядом социально-исторических обстоятельств и политических особенностей. Однако, очевидно, что тенденция усложнения структуры власти и механизма управления – общая для всех стран и политических систем. Она – неизбежное следствие усложнения социальной организации общества и расширения круга функциональных задач современных государств.
Функции государства выражают его природу, сущность и являются принципиальными направлениями деятельности его институтов и представителей. Традиционно в науке они подразделяются на две группы: внутренние и внешние. Внутренние функции служат решению задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности общества и государства, сохранения их целостности, укрепления социально-экономического и политического потенциала страны. К ним относятся:
· Законодательная (законотворческая)
· Политическая
· Экономическая
· Социальная
· Культурно-воспитательная
· Охраны правопорядка
· Социального примирения и др.
Внешние функции направлены на обеспечение защиты национальной безопасности и установление конструктивных отношений с другими членами международного сообщества. Они имеют следующее обозначение:
· Защитно-оборонная
· Сотрудничества в экономической и других сферах жизни
· Политико-дипломатическая
· Участия в решении международных и глобальных проблем
· Информационно-пропагандистская и др.
Содержание и объем государственных функций зависит от исторического типа государства, его политического режима, его реального внутреннего и внешнего положения. Развитие современного государства рождает потребность в новых функциях, однако их увеличение сталкивается с опасностью превращения его в сверхгосударство тоталитарного типа. Поэтому в своей деятельности по обеспечению общесоциальных потребностей государство разделяет полномочия с гражданским обществом, уступая ему ряд функций, прежде всего, социально-культурного и духовного характера.
Государство, подобное Украине, находящейся на стадии перехода к демократии и преодолевающей многолетние традиции авторитаризма, неизбежно вынуждено решать специфические задачи. Их содержание обусловлено необходимостью разрушения старого государственного механизма и созданием нового, основанного на демократическом принципе разделения властных полномочий и широком гражданском контроле над деятельностью государственных органов и учреждений. При этом обществу необходимо преодолевать открытое и скрытое сопротивление сложившегося класса старой бюрократии.
Главной проблемой государства переходного типа является его неспособность осуществлять в полной мере свои функции, неспособность эффективно решать сложнейшие вопросы политического реформирования и одновременно обеспечивать эффективное решение социально-экономических проблем. В Украине эта проблема усугубляется общей незрелостью гражданского общества, неспособного выступать организованной оппозицией бюрократии, неспособного защитить интересы большинства населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.