Таким образом, речь идет не о реальном народовластии, но о форме или имитации его через сложный организационный и правовой механизм. Это и есть демократия в виде формы государства, где законодательно закрепляется право и возможность каждого гражданина выдвигать «своего» представителя во власть, формировать некоторые органы власти и даже выступать в качестве кандидата на важнейшие государственные посты (хоть в президенты!). Гражданское право участвовать в формировании власти делится на активное избирательное право и пассивное.
Однако механизм реализации и активного избирательного права и пассивного (право быть избранным) достаточно несовершенен, сложен и предусматривает немало ограничений в процессе реализации избирательных прав гражданами. Эти ограничения обусловлены цензом проживания и наличием гражданства, возрастом, знанием языка, социальными характеристиками (ограничением права членства в политических партиях для военных и чиновников, запрет на голосования для заключенных или тех же военнослужащих и т. д.).
Формально-правовые ограничения дополняются политическими, которые также лишают возможности значительную часть граждан иметь своих представителей в государственных, властных структурах. Средоточием этих ограничений выступает демократический принцип большинства, согласно которому избрание депутатов, должностных лиц осуществляется только от имени доминирующих гражданских и политических группировок, партийных организаций. В результате, представительные органы власти, президент на самом деле представляют социально-экономические и политические интересы лишь части граждан, и очень часто – их реального меньшинства. И никакая развитая демократия не в состоянии обеспечить реального политического равенства всех групп граждан.
Следовательно, механизм демократического правления есть механизм двойного доминирования меньшинства над большинством: и меньшинства формального в виде государственной администрации, и меньшинства реального, поскольку народные избранники являются прямыми представителями лишь части граждан. Наконец, любое государственно- политическое решение, фактически есть решением доминирующей группировки в структуре самой власти (например, парламентского большинства при принятии любого закона).
Несовершенство механизма демократического правления как правления меньшинства, неспособного выразить и удовлетворить интересы всех граждан или хотя бы их подавляющей части – общеизвестный и очевидный факт, фундаментальная политическая закономерность, проявляющаяся и на стадии существования высокоразвитой демократии. Уменьшению политического влияния меньшинства в условиях демократии служит система разделения власти путем распределения властных полномочий между парламентом, правительством и судом, которую дополняет принцип временного ограничения властных полномочий представительных органов власти.
В результате, возможность сохранить жесткий контроль над государством у отдельных политических группировок значительно уменьшается, и вместе с тем, аппарат управления обретает внутреннюю динамику, основанную на смене правящих групп. Так демократическое правление превращается в открытую динамичную систему ротации и конкуренции политических групп, партий, что превращает его в достаточно неустойчивый процесс. Неустойчивость, нестабильность демократии, а также способность ее отклонения от формально демократических принципов в сторону авторитаризма – составляют основание ее недостатков и слабостей как системы государственного управления.
Таким образом, достоинства демократической системы власти одновременно являются и ее недостатками, естественными границами ее возможностей по осуществлению гармоничного сочетания интересов граждан, доминирующих групп и общества в целом. Именно ненадежность и неустойчивость демократии дали основание известному английскому политику У. Черчиллю охарактеризовать ее как «наихудшее правление за исключением всех остальных».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.