Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 79

               Проходимость по мостам, льду и по болотам с плотным дерно­вым покровом, но слабым основанием зависит при прочих равных условиях от общего веса машины, от периметра опорной по­верхности

               Коэффициент полезного действия движителя зависит от типа и конструкции шарниров гусеничных цепей, от расположения ведущих колес, от конструк­ции зацепления гусеницы с ведущим колесом, от веса гусеницы,

т. е. от величины динамического ее натяжения, определяющего потери на трение в шарнирах.

               Более высокий кпд  и более высокую проходимость имеют гусеницы с резино-металлическим шарниром, еще выше — с иголь­чатыми подшипниками в шарнире. Но у первых и тем более у вто­рых вес получается больше и конструкция сложнее.

                  Потери на трение в шарнирах меньше при расположении ве­дущего колеса в кормовой части машины  по сравнению с носовым его расположением, так как при этом коли­чество шарниров гусеницы, нагруженных тяговым усилием, и точек их перегиба уменьшается. Не нагружена в этом случае верхняя передняя ветвь гусеницы.

                   Долговечность движителя определяется в основном износостойкостью шарниров гусеничных цепей и зацепления их с веду­щей звёздочкой.  Гусеницы с открытым металлическим шарниром имеют самую низкую износостойкость. Срок службы ее не превы­шает в большинстве случаев 2000—3000 км. Гусеницы с резино-металлическим шарниром могут обеспечить срок службы до 5000— 8000 км, гусеницы с игольчатыми подшипниками — несколько десятков тысяч километров.

              Гусеничный движитель обладает безусловными преимуществами перед колесным при движении по мягким и топким грунтам: меньше осадка (так как меньше удельные давления), меньше вследствие этого сопротивление движению, лучше сцепные ка­чества (из-за более развитой опорной поверхности), меньше бук­сование.

                Специальные колесные машины высокой проходимости, полу­чившие развитие в последние годы (с колесами большого диаметра, с шинами низкого давления, с пневмокатками и т. д.) дают умень­шение осадки и сопротивления движению, но буксование их все равно значительно выше, чем у гусеничных машин.

               Гусеничный движитель имеет бесспорные преимущества в пре­одолении препятствий, что также повышает его проходимость по сравнению с колесным. Многоосные многоприводные колесные машины в этом отношении также уступают гусеничным. Кроме того, следует учитывать, что привод колес этих машин значительно сложнее. Только количество межколесных и межосевых диффе­ренциалов у них достигает шести-семи вместо одного у гусенич­ной машины.