Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 44

                 Механизмы поворота передают весьма большой крутящий момент, который определяется произведением крутящего момента двигателя на передаточные числа коробки передач и главной передачи. Вследствие этого получаются большими и усилия на их органах управления. Для облегчения управления механизмами поворота используются гидравлические усилители. Такими усилителями, например, снабжены тракторы ТТ-4, Т-130 и другие.

            Управление механизмами поворота, как правило, осуществляется при помощи рычагов и педалей, однако, возможно управление механизмами поворота и с помощью рулевого колеса (рулевое колесо имеет, например, трактор Т-150). Замена рычагов управления рулевым колесом может облегчить работу водителей и операторов лесных машин, особенно тех, которые должны выполнять технологические операции при движении передним и задним ходом (например, погрузчики леса).

                 Механизмы поворота двухгусеничных машин предназначены для изменения скоростей правой и левой гусениц и изменения сил тяги на них.

                 По принципу работы различаются механизмы поворота, в которых разные угловые скорости  ведущих звёздочек  гусениц получаются за счёт проскальзывания управляющих элементов, и механизмы поворота, в которых разные угловые скорости получаются за счёт изменения внутреннего передаточного числа самих механизмов поворота.

               Первые механизмы при отсутствии проскальзывания управляющих элементов обеспечивают либо равенство угловых скоростей ведущих звёздочек (при этом гусеничная машина движется прямолинейно), либо полную остановку одной из звёздочек (при этом гусеничная машина поворачивает, теоретический радиус поворота её равен половине колеи). Механизмы поворота с проскальзыванием управляющих элементов обеспечивают, таким образом, только один фиксированный радиус поворота.

            Гусеничная машина с механизмом поворота, в котором изменяется его внутреннее передаточное число, имеет независимые приводы левой и правой гусениц. При равенстве передаточных чисел приводов левой и правой гусениц машина движется прямолинейно, если же эти передаточные числа различны, то различны и угловые скорости звёздочек гусениц, машина поворачивает. Радиус её поворота зависит от соотношения передаточных чисел приводов левой и правой гусениц. Следовательно, при нескольких возможных таких соотношений в механизме поворота машина имеет столько же фиксированных радиусов поворота.