Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 86

Импульсная передача с использованием центробежных сил инерции обладает тем большим недостатком, что она создаёт неравно­мерность вращения ведущего вала, в 3...4 раза превышающую неравно­мерность вращения коленчатого вала двигате­ля внутреннего сгорания, связанного с передачей. Одной из лучших инерционных им­пульсных передач, не создающих неравномерность вращения ведущего ва­ла, является передача с параллелограммным импульсным механизмом. В этой передаче ведущий вал  жестко соединён с маховиком, который связан с помощью кронштейнов  с инерционной массой (её называют ещё иногда грузовым звеном) двумя смещёнными друг относительно друга шатунами. В передаче имеется три таких инерционных массы. Каждая из этих масс подшипником  соединена с промежуточным коленчатым валом. Колена этого вала  расположены таким образом, чтобы передача была уравновешенной. С такой же целью величина инерционной массы, соединённой с центральной частью коленчатого вала, выполнена в два раза большей инерционных масс, связанных с передней и задней частями коленчатого вала. Муфтой свободного хода  одного направления вращения коленчатый вал  связан с корпусом  передачи, а муфтой свободного хода  другого направления вращения - с ведомым валом. Шатуны, инерционные массы, маховик  и про­межуточный коленчатый вал  образуют импульсный механизм, которой в рассматриваемой передаче называется параллелограммным, потому что при его работе шатуны  всегда параллельны друг другу, а линии, проведённые через шарниры шатунов, образуют параллелограмм. Для этого расстояние  между центрами крепления шатунов должно быть равно радиусу  колена вала, а расстояние  от оси  передачи до центра крепления шатуна  к маховику  должно быть равно рассто­янию  от центра крепления инерционной массы  к коленчатому валу  до центра крепления шатуна  к инерционной массе. Работает передача с параллелограммным импульсным механизмом следующим образом. Пусть при неподвижном ведомом вале  ведущий вал  с ма­ховиком  вращается. Будут вращаться относительно соответствующих колен промежуточного коленчатого вала  и увлекаемые шатунами инер­ционные массы. Действующие на коленчатый вал  центробежные силы, вызванные вращением инерционных масс, создают на коленча­том валу  знакопеременный крутящий момент. Импульс момента, дей­ствующий в одну сторону, передаётся на корпус  через одну муфту свобод­ного хода, а действующий в другую сторону - через другую муфту свободно­го хода на ведомый вал, который под действием этого крутяще­го момента начинает вращаться. С увеличением числа оборотов ведо­мого вала  крутящий момент на нём будет уменьшаться из-за умень­шения амплитуды колебаний промежуточного коленчатого вала. При равенстве угловых скоростей ведущего и ведомого валов все элементы передачи вращаются с одной угловой скоростью как одно целое.