Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 32

                 С целью исключения попадания грязи и вытекания смазки в совре­менных конструкциях карданных шарниров применяют сложные уплотнения и высококачественные смазки, закладываемые при сборке подшипника и не меняемые в период эксплуатации.

                В собранных карданных шарнирах между стаканом подшипника и торцом ши­па крестовины имеет место зазор. При вращении шарнира под действием центробежных сил происходит самопроизвольное устранение этого зазора, что приводит к смещению крестовины относительно вилки и к повышенной виб­рации карданного вала. Для уменьшения осевых зазоров используют фик­сирование подшипников в вилке с помощью стопорных колец. Стопорные кольца изготавливаются с раз­ной толщиной. Подбирая их при сборке карданного шарнира, добиваются осевого зазора всего 0,025..

..0,05 мм. Стакан подшипника при этом устанавливается в отверстие вилки по прессовой посадке для предотвращения его проворачивания.

                Необходимость введения в конструк­цию карданной передачи шлицевого со­единения обусловлена изменением во вре­мя движения машины расстояния между соединяемыми карданным валом фланцами агрегатов трансмиссии. При перемеще­ниях деталей шлицевого соединения, наг­руженных крутящим моментом, возникает из-за сил трения осевая сила, препятствующая нормальной работе шлицевого соединения. Величина этой силы определяется по формуле

где    передаваемый крутящий момент;

     средний радиус шлицев;

          коэффициент трения.

                   Результаты расчета осевой силы в шлицевом соединении карданной передачи автомобиля типа ЗИЛ, двигатель которого работает на режиме максимального крутящего момента, а в коробке передач включена первая передача,  показывают, что отсутствие смазки в шлицевом соединении не только способствует быстрому износу его, но и является причиной огромных осевых нагрузок. Эти нагрузки передаются на соединяемые карданной передачей агрегаты трансмиссии, вызывают их перемещение относительно рамы машины, а также повышенный их износ. Уменьшить осевые силы в шлицевом соединении возможно при использовании смазок типа графитной, а также использованием таких шлицевых соединений, в которых трение скольжения заменено трением качения (конструкция карданной передачи при этом значительно услож­няется). Для хорошего распространения смазки по боковым поверхностям шлиц в современных автомобилях применяют эвольвентные шлицы с цент­рированием их по наружной или внутренней поверхностям и боковом за­зоре до 0,1 мм.