Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 7

                  Одинарные сцепления в зависимости от характера связи между дисками могут быть постоянно замкнутыми и непостоянно замкнутыми. В постоянно замкнутых сцеплениях, если водитель не воздейству­ет на орган управления сцеплением, диски сжаты и сцепление включено. В непостоянно замкнутых сцеплениях  при том же условии диски либо сжаты, либо разведены, другими словами, сцепление либо включе­но, либо выключено. В качестве нажимного устройства в этих сцеплениях используется рычажно-пружинный механизм, основу которого сос­тавляет фигурные пружины-пластины. В выключенном сцеплении фигурные пластины находятся в свободном состоянии, при включении сцепления они сжимаются, причем линия действия силы сжатых фигурных пластин проходит таким образом, чтобы сжимались диски, а муфта включения сцепления удерживалась в положении включенного сцепления. Непостоянно замкнутые сцепления имеют один ведущий диск и два ведомых. Рассмат­риваемое сцепление, когда оно используется как тракторное трансмис­сионное сцепление для связи коленчатого вала двигателя с коробкой передач, снабжается тормозком ведомого вала.

                 Непостоянно замкнутые сцепления можно встретить на гусеничных тракторах старых марок (например, на тракторе Т-100), а также на пусковых двигателях.

         В постоянно замкнутых сцеплениях сжатие дисков происходит с помощью пружинного нажимного механизма. Пружины в этих сцеплениях бывают трех типов: конические, цилиндрические и диафрагменные, причем в одном сцеплении используется либо одна коническая, либо одна диафрагменная, либо несколько цилиндрических. Осевая линия конической пружины совпадает с осевой линией ведомого вала сцепления, поэтому такие сцепления называются сцеп­лениями с центральной пружиной. В сцеплениях с центральной пружиной может быть один или два ведомых диска. Применялись сцепления с центральной пружиной на автомобилях старых марок: МАЗ-200, МАЗ-501, КрАЗ-214, МА3-525.

            Самые распространёнными сей­час на грузовых автомобилях и тракторах являются сцепления с цилиндрическими спиральными пружинами, расположенными так, что осевые ли­нии пружин параллельны оси ведо­мого вала, другими словами, цилиндрические пружины расположены на периферии дисков сцепления. Для равномерного сжатия дисков пружины располагаются на одинаковом  расстоянии друг от друга, причем минимально допустимое число периферийных пружин равно трем. Сцепления с периферийными пружинами могут быть выполнены с одним ведомым диском, с двумя  и  с несколькими (многодисковое сцепление).