Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 53

                В нашей стране автопоезда оборудуются комбинированным тормозным управлением. Рассмотрим работу такого тормозного управления на примере автомобиля КамАЗ. Для простоты будем рассматривать это тормозное управление по его функциональным частям, причём структурные схемы будут приведены упрощёнными. В них не будут  включены ап­параты контроля и сигнализации.

                Тормозное управление автопоезда КамАЗ включает в себя линию подготовки сжатого воздуха, пять независимых контуров (контур привода тормозов передних колес тягача, контур привода тормозов колёс среднего и заднего мостов тягача, контур стояночной тормозной сис­темы, контур аварийного растормаживания стояночной тормозной системы, контур вспомогательной тормозной системы), систему управления тормозами прицепа, размещённую на тягаче, и тормозной привод прицепа.

                 Линия подготовки сжатого воздуха включает в себя компрессор, регулятор давления, предохранитель от замерзания, двойной и тройной защитные клапаны. Компрессор выполнен  поршневого типа, двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением. Привод компрессора – от блока распределительных шестерен. Регулятор давления предназначен для ограничения давления воздуха, нагнетаемого в ресиверы компрессором. Как только давление воздуха достигнет заданного значения (регулятор имеет устройство для настройки его на определенное давление), регулятор отключает ресивер от компрессора, а компрессор соединяет с атмосферой. При уменьшении. дав­ления воздуха в ресивере регулятор вновь подключает его к компрес­сору. В случае выхода из строя регулятора при повышении давления срабатывает предохранительный клапан, которым оборудован регулятор. Регулятор выполняет и функции влагоотделителя. Сконденсировавшаяся влага при сое­динении компрессора с атмосферой выбрасыва­ется из  регулятора.

              Предохранитель от замерзания обеспечивает при отрицательных температурах жидкое состояние конденсата, остающегося в сжатом воздухе после регулятора. Этот предохранитель включается в работу при температуре окружающего воздуха +5°. В корпусе предохранителя установлен испаритель жидкости с низкой температурой замерзания (в качестве такой жидкости применяется этиловый спирт, который хорошо испаряется и адсорбирует  пары воды).  В резуль­тате работы испарителя кон­денсат не замерзает при низкой температуре (при замерзании конденсата подвижные части аппаратов тормозного примерзают к неподвижным, что приводит к неработоспособности тормозного управления).