Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 6

       - угловая скорость вала водила;

     - главное передаточное отношение дифференциального механизма.

Главное передаточное отношение дифференциального механизма равно отношению угловой скорости вала солнечной шестерни к угловой скорости вала коронной при остановленном водиле. По абсолютной ве­личине главное передаточное отношение равно отношению чисел зубьевкоронной и солнечной шестерен. Для каждого дифференциального механизма главное передаточное отношение является пос­тоянной величиной.

          Дифференциальный механизм имеет две степени свободы, то есть произвольно можно задавать угловые скорости любых его двух валов. Пусть вал коронной шестерни будет связан с двигателем, вал  водила - с коробкой передач, а солнечная шестерня - с тормозом, который может ее останав­ливать. При выключенном тормозе солнечная шестерня вращается свободно, угловые скорости валов водила и коронной шестерни не зависят друг от друга, и можно задавать любые их значения. Если же остано­вить тормозом солнечную шестерню, механизм теряет одну степень свободы, угловая скорость ведомого вала будет определяться угловой скоростью ведущего вала и наоборот. Действительно, как следует из вышеприведённого уравнения, при

                                

откуда следует

                                            .

              Включая и выключая тормоз солнечной шестерни, будем подклю­чать и отключать ведомый вал коробки передач к ведущему валу двигателя. Подобные сцепления при­меняются в ведущих мостах гусеничных машин для управления пово­ротом и называются планетарным механизмом поворота.

           Конусные и барабанные сцепления встречаются в современных машинах редко (исключение составляет конусный фрикционный меха­низм синхронизатора коробки передач), поэтому в дальнейшем здесь не рассматриваются.

           Сцепления могут быть одинарными и двойньми (двухпоточными).                              

Двойное сцепление представляет из себя два одинарных сцеп­ления, связанных с маховиком и передающих энергию двум неэависимым ведомым валам, один из которых связан с коробкой передач, а другой связан с  валом отбора мощности. Двойное сцепления можно встретить на сельскохозяйственных тракторах.